130 лет со дня рождения одного из крупнейших немецких театральных режиссёров, теоретика театра Эрвина Пискатора
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения одного из крупнейших немецких театральных режиссёров, теоретика театра Эрвина Пискатора


17 декабря 2023 года исполнится 130 лет со дня рождения одного из крупнейших немецких театральных режиссёров XX столетия, теоретика театра Эрвина Пискатора (1893 - 1966).

Родился 17 декабря 1893 года в Грайфенштайне. С 1913 года изучал историю искусств, философию и германистику в Мюнхенском университете; как актёр выступал на любительской сцене. Вскоре после начала Первой мировой войны Пискатор был призван в действующую армию в качестве рядового пехотинца. Весной 1915 года его полк занимал позиции в районе бельгийского Ипра, где впервые были применены отравляющие газы.

Уцелев на войне, Пискатор в конце 1919 года открыл в Кёнигсберге авангардистский театр "Трибунал", на сцене которого ставил пьесы А. Стриндберга, Ф. Ведекинда, К. Штернхейма. Однако местные власти сочли репертуар и манеру игры труппы "нежелательными" и "неправильно влияющими на зрителя", и театр закрыли.

В 1920 году вместе с молодыми актёрами и любителями из рабочих клубов Пискатор организовал в Берлине "Пролетарский театр". Не имея постоянного помещения, труппа давала свои спектакли в основном на сценах рабочих клубов. Одним из первых в Германии (в России его предшественником был Всеволод Мейерхольд) Пискатор выдвинул идею политического театра, в котором всё было бы подчинено задачам политической борьбы. Наиболее значимой постановкой этого периода был "День России" - часть политического обозрения из трёх небольших пьес: "Калеки", "У ворот", "День России". Представления при этом приходилось давать полулегально в залах рабочих собраний.

"Пролетарский театр" просуществовал меньше года, и Пискатор ещё около года искал новое место; в 1923-1924 годах вместе с драматургом Г. И. Рефишем он руководил Центральным театром, поставил пьесы "Мещане" А. М. Горького (1923), "Настанет время" Р. Роллана (1923), "Власть тьмы" Л. Толстого (1924).

В дальнейшем Пискатор получил возможность использовать Свободный народный театр. Здесь он поставил такие спектакли, как "Знамёна" (1924) и "Бурный поток" (1926), "Буря над Готландом" (1927) Велька. В этих постановках вымышленные события соединялись с действительными, прославляли героизм революции. Режиссёр использовал в своих спектаклях и кинематограф, подчёркивающий историзм происходящего. В финале "Знамени" над сценой загоралась красная звезда, а в "Буре над Готландом" - шла беседа Ленина с матросами.

Другой успешной постановкой Пискатора, сделанной им по предложению руководства Коммунистической партии Германии, стало театральное обозрение "Вопреки всему" (1925). На сцене Большого Дома актёра были показаны события, происходившие в Германии с 1914 по 1919 год, заканчиваясь убийством Р. Люксембург и К. Либкнехта. Действие происходило в сложной конструкции, разделённой на ниши, коридоры и переходы.

В основе многих спектаклей Пискатора лежали не пьесы, а специально написанные "под спектакль" режиссёрские сценарии. Иногда он обращался к классике, так, в 1926 году он поставил "Разбойников" Ф. Шиллера, однако в этом спектакле он переносил действие в XX век, а разбойников изображал как революционеров, борцов за народное дело. В этом спектакле режиссёр использовал метод монтажа, часто применявшийся им и дальнейшем - например, в спектакле "Гоп-ля, мы живём!" по пьесе Эрнста Толлера. На сцене был сооружён фасад многоквартирного дома, и действие происходило в освещаемых поочерёдно комнатках-ячейках.

В 1927 году Пискатор открыл в Берлине собственный театр - Театр Пискатора, дававший спектакли в помещении "Театр на Ноллендорфплатц". Здесь он поставил, в частности, пьесу А. Н. Толстого и П. Щёголева "Заговор императрицы", - у Пискатора она шла под названием "Распутин, Романовы, война и восставший против них народ". Постановка была приурочена к 10-летию Октябрьской революции, действие спектакля расширилось до октября 1917 года, режиссёр дописал более 10 новых эпизодов. При постановке применялась так называемая "сегментная сцена".

На сцене Театра Пискатора шли "Гоп-ля, мы живем!" Э. Толлера, "Швейк" по роману Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка", в котором на рампе размещались два двигавшихся в противоположных направлениях конвейера, на которых располагались персонажи, что подчёркивало непрерывность сценического действия.

В 1928 году театр пришлось закрыть из-за финансовых трудностей. В 1929 году театр под руководством Пискатора был вновь открыт в том же помещении; здесь была поставлена пьеса В. Меринга "Берлинский купец", в которой также был использован конвейер. Однако удалённость от рабочих окраин заставила Пискатора в 1930 году перенести свой театр в помещение "Вальнертеатра" в рабочем районе Берлина. Здесь Театр Пискатора давал свои спектакли до 1932 года, Пискатор создал при нём студию, поставил, в частности, пьесы "Луна слева" В. Билль-Белоцерковского (1930), "Тай-Янг пробуждается" Ф. Вольфа (1931), "Инга" А. Глебова (1931).

В эти же годы Пискатор работал над книгой "Политический театр" (вышла в 1929 году, в 1934 - в СССР), в которой обобщал и анализировал свой творческий опыт.

В 1931 году Эрвин Пискатор переехал в СССР, в 1934 году был избран председателем Международного объединения революционных театров. В 1934 году снял художественный фильм "Восстание рыбаков" по повести А. Зегерс. В 1936 году в Горьком приступил к съемкам фильма "Красное немецкое Поволжье" с Каролой Неер, но работа осталась незавершённой: в том же году по политическим мотивам покинул Советский Союз и поселился во Франции, где выступал в поддержку республиканской Испании. В 1939 году эмигрировал в США.

В Нью-Йорке основал "Драматическую мастерскую", в которой преподавали Ханс Эйслер, Брукс Аткинсон, Джордж Сёлл, Ли Страсберг. Среди американских учеников Пискатора - драматурги Артур Миллер и Теннесси Уильямс, актёры Марлон Брандо, Гарри Белафонте, Тони Кёртис. Ставил спектакли на частных сценах и в театральных студиях Нью-Йорка - пьесы У. Шекспира, Дж. Б. Шоу, О’Нила, В. Борхерта, Ж. П. Сартра. Технические возможности этих сцен были ограничены, тем не менее Пискатор оставил значительный след в истории американского театра.

В 1951 году Эрвин Пискатор получил повестку о публичном слушании его дела на Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и был вынужден вернуться в Европу. В течение десяти лет работал в разных театрах Западной Германии и за её пределами в качестве гастролирующего режиссёра. С 1955 года жил в Западном Берлине, где на сцене "Шиллер-театра" поставил спектакль по мотивам "Войны и мира" Л. Толстого. Спектакль имел большой успех, и в дальнейшем Пискатор ставил "Войну и мир" ещё 5 раз, в том числе в Швеции.

В 1958 году награждён Командорским крестом ордена "За заслуги перед ФРГ".

В 1962 году возглавил западноберлинский театр "Фрайе Фольксбюне", где осуществил ряд выдающихся постановок, в том числе "Робеспьер" Ромена Роллана, пьес современных немецких драматургов - Петера Вайса, Рольфа Хоххута, Хайнера Киппхардта.

Отдав предпочтение Западному Берлину, часто посещал и театры столицы ГДР, поддерживал тёплые отношения с деятелями культуры, с которыми сблизился ещё в 20-х годах: Б. Брехтом, Е. Вайгель, Х. Эйслером Э. Бушем.

Правление Союза демократической театральной организации выбрало его директором-интендантом Фрайе Фольксбюне (Свободная Народная сцена) в Западном Берлине. Здесь им были поставлены спектакли "Робеспьер" Ромена Роллана (1963), "Венецианский купец" Шекспира (1963), документальные драмы по пьесам Петера Вайса, Рольфа Хоххута и Хайнера Кидпхардта.

Пискатор и в последних спектаклях не отказывался от своих принципов. Общество взбудоражил его спектакль "Наместник" по пьесе Хоххута. Одни говорили о клевете, об оскорблении папы римского, другие поддержали Пискатора и Хоххута, обвинявших папу, и не только его одного, в преступной терпимости к массовым убийствам в период Второй мировой войны. Это был последний и громкий спектакль знаменитого режиссера.

Эрвин Пискатор умер 30 марта 1966 года в Штарнберге.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑