130 лет со дня рождения польского писателя и художника Бруно Шульца
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения польского писателя и художника Бруно Шульца


12 июля 2022 года исполняется 130 лет со дня рождения польского писателя и художника Бруно Шульца (1892 - 1942).

Родился 12 июля 1892 года в городе Дрогобыч (в то время - территория Австро-Венгрии). В 1914-1915 годах учился живописи в Вене. Рисование становится основной профессией Шульца: в 1924 году он начинает службу учителем рисования в дрогобычской гимназии им. Владислава Ягеллы.

В начале 1920-х он работает над циклом рисунков "Книга идолопоклонства", участвует в нескольких коллективных экспозициях в Варшаве и Львове, позже устраивает персональную выставку в Трускавце.

В середине 20-х в Закопане Шульц сблизился с начинающим писателем Владиславом Риффом, а позже - с молодым прозаиком Деборой Фогель. Письма к ним, написанные в форме развёрнутых прозаических фрагментов, он позже переработает и сделает основой своей первой книги "Коричные лавки".

В 1933 году, во время очередного приезда в Варшаву, Шульц случайно знакомится с уже знаменитой писательницей Зофьей Налковской, которая помогает ему издать книгу. Дебют Шульца становится почти литературной сенсацией.

Его рассказы появляются в столичных журналах. В 1935 году один из них - "Студио" - организовал дискуссию о художественной манере Шульца в форме открытых писем к нему Гомбровича и Виткевича. В 1936 году в программном эссе "Мифологизация реальности" Шульц разовьёт идеи поэтики мифологизирования и сделает её основой своей теории словесного творчества. Подобно Мартину Хайдеггеру он будет искать связь между механизмами действительности и законами поэтического языка.

В 1937 году выходит вторая книга Шульца - "Санаторий под клепсидрой", и это событие завершает недолгий период творческих удач и надежд. Писатель предпринимает попытки издать "Коричные лавки" в Италии и Франции, организовать персональную художественную выставку в Париже, но все они оканчиваются неудачей. В начале 1939 года у него развивается депрессия, а 1 сентября Германия нападает на Польшу, и период относительно спокойных событий заканчивается. Шульц проживает последний, мученический период своей жизни.

Художественное наследие Шульца невелико: два своеобразных в жанровом отношении романа - "Коричные лавки" и "Санаторий под клепсидрой", несколько статей, рецензий и незаконченных набросков; рукопись последнего романа "Мессия" пропала или, как считает многолетний издатель, биограф и исследователь творчества Шульца Ежи Фицовский, находится в архивах КГБ; картины маслом погибли, кроме одной - "Встреча", которая, как и часть уцелевших рисунков, хранится в Музее литературы в Варшаве.

"Коричные лавки" и "Санаторий под клепсидрой" состоят из глав-рассказов и представляют собой, в сущности, единое повествование с общим сюжетом и системой персонажей. Это история семьи лавочника Иакова, фантазера и чудака, рассказанная его сыном, история болезни и смерти отца и взросления сына.

В 1970-е годы имя Шульца начинает получать известность в мире, появляются переводы отдельных рассказов в США, Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии, Израиле и других странах, а затем рецензии и более серьезные исследования и монографии. Год его столетия - 1992-й - был объявлен ЮНЕСКО международным "Годом Бруно Шульца".

Открытие Шульца в России состоялось значительно позже, чем на Западе. Полный перевод "Коричных лавок", выполненный Асаром Эппелем, появился в "Иностранной литературе" только в 1990 году, оба романа в книжном издании в переводе того же автора - в 1993 году.

С 2011 года в Дрогобыче проходит Международный фестиваль Бруно Шульца.

Произведения Шульца написаны в жанрах магреализма, сюрреализма. Его творческому методу посвящены многие научные труды. На русском языке можно ознакомиться с книгой Ежи Фицовского "Регионы великой ереси и окрестности. Бруно Шульц и его мифология".

Его тексты, в которых повседневная жизнь маленького провинциального городка становится фантастической притчей о судьбах мира, перенесены на театральную сцену ("Умерший класс" Тадеуша Кантора), экранизированы ("Санаторий под клепсидрой" Войцеха Ежи Хаса, 1973), стали основой анимационных фильмов ("Улица Крокодилов" Стивена и Тимоти Куай, 1996), музыкальных произведений (опера Дж. Вулрича "Улица Крокодилов").

Его творчеству посвящён литературный музей в Дрогобыче.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑