130 лет со дня рождения русского и американского драматического актёра, театрального педагога, режиссёра Михаила Чехова
29 августа 2021 года исполнится 130 лет со дня рождения русского и американского драматического актёра, театрального педагога, режиссёра, заслуженного артиста РСФСР Михаила Александровича Чехова (1891 - 1955).
Отец Михаила Чехова Александр был публицистом, знал шесть языков, написал несколько книг, а также оказал большое влияние на своего младшего брата - известного писателя Антона Чехова. Антон Павлович, увидев маленького племянника Мишу Чехова, написал его матери: "В его глазах блестит нервность… Я думаю, что из него выйдет талантливый человек".
В 1907 году Чехов поступил в Театральную школу А. С. Суворина. По окончании школы в 1910 году был принят в труппу Суворинского театра. В 1912 перешел в МХТ, на сцене которого исполнил несколько эпизодических ролей, был введен на роли Епиходова в "Вишневом саде" и Вафли в "Дяде Ване", сыграл Хлестакова в "Ревизоре". В истории русского театра он считается одним из лучших создателей образа Хлестакова. При создании Первой студии МХТ (в 1924 году переформирована во МХАТ-2) стал её артистом, а с 1922 года - её директором. Две свои знаменитые роли - Хлестакова и Эрика XIV (1921) - Чехов сыграл до того, как смутные поиски вылились в контуры театральной системы.
Он играл в спектаклях Станиславского и Вахтангова, следовал их руководству, но критики отмечали, что Чехов существует на сцене как будто отдельно от остальных актеров. Следующую роль - Гамлета - Чехов сыграл только в 1924 году. За три года, прошедших со времени последней премьеры, начали обретать формы его мечты о новой театральности. Его Гамлет поражал спокойным знанием цели, какой-то запредельной ясностью.
Две последние роли, сыгранные Чеховым на родине, были почти контрастны. В гипертрофированно огромном черепе сенатора Аблеухова из "Петербурга" Белого (1925) вмещались, кажется, все знания умирающей эпохи. Муромский в "Деле" Сухово-Кобылина (1927) походил на одряхлевшего младенца. Чехов играл кристальную, абсолютную наивность. Этих чеховских героев объединяла близость конца. Ужас предсмертного старческого одиночества, в котором виделся отсвет уже иного бытия.
В 1927 году, перед тем, как навсегда покинуть Россию, Чехов снялся в фильме Якова Протазанова "Человек из ресторана". Всего актер сыграл более чем в 20-ти фильмах, снятых в России, Германии и США.
В 1928 году Чехов покинул Советскую Россию. Он уезжал из Советской России в поисках свободы, необходимой для воплощения театрального учения, оформившегося впоследствии в "школу Чехова". Сначала он отправился в Германию, где за два года снялся в трех фильмах и отыграл множество спектаклей великого режиссера Макса Рейнхардта, затем - в Париж, там он собирал полные залы в драматических театрах. Позже - в Ригу, где в 1932 году открыл театральную студию, а в 1936 году в Англии создал большую театральную школу. Эта студия, возникшая в 1936 году, три года спустя, накануне войны, переехала в США и разместилась сначала в Риджфильде, штат Коннектикут, затем в Нью-Йорке - с 1941 года до своего роспуска в 1942-м.
В начале 40-х композитор Сергей Рахманинов, с которым актер познакомился в 1929 году в Париже, помог ему устроиться в Голливуд. Избавившись от политических и экономических проблем, Чехов сумел развернуть свою "технику актера" в систему обучения и стал замечательным педагогом. Первая же премьера его студийцев на Бродвее - "Бесы" по Достоевскому (сценография и костюмы М. Добужинского, 1939) была уничтожена критиками. Более одобрительно были встречены "Двенадцатая ночь", "Сверчок на печи", "Doublemaker-Troublemaker" и "Король Лир", которые игрались по школам и клубным площадкам Америки в 1940-1942 годах.
В 1941 году Чехов прочел в Нью-Йорке цикл из 14 лекций для профессиональных актеров, а в 1942 году впервые выступил на английском языке с "Вечером рассказов А. Чехова".
Последний период своей жизни (1942-1955) Чехов провел в Голливуде, где снялся в 11 фильмах, в основном в ролях добросердечных стариков. В фильме Альфреда Хичкока "Завороженный" (1945) он сыграл профессора-психиатра Александра Брулова. За эту роль был номинирован на "Оскар" как "Лучший актер второго плана". Интересный образ балетного импресарио-неудачника Макса Полякова был создан Чеховым в картине Бена Хехта "Призрак розы" (1946). Любимой ролью самого Чехова была роль еврейского отца в фильме "Ирландская роза для Эбби" (1946).
Свою страсть к работе Чехов реализовывал в педагогике. В доме Акима Тамирова он давал частные уроки таким голливудским звездам, как Юл Бриннер, Джоан Колфилд и Грэгори Пек.
Последней работой Чехова стал "Ревизор", поставленный им в Лаборатории актеров в Лос-Анджелесе в 1946 году с Морисом Карновским в главной роли. На основании этих занятий 1941-1942 годов возникло несколько книг, изданных в США: "К актеру", где основное внимание уделялось "психологическому жесту", ее продолжение - "Режиссеру и драматургу" и "Уроки для профессиональных актеров". Михаил Чехов утверждал, что актёр не должен становиться персонажем, а должен наблюдать за ним как бы со стороны.
Учениками Чехова были и Мэрилин Монро, и Клинт Иствуд, и Энтони Куинн, и Херт Хатфилд, и многие другие. "У него я научилась большему, чем игра актера, - вспоминала Мэрилин Монро. - Я изучила психологию, историю, выучила дюжину пьес". Энтони Куин в своей книге написал, что кузница звезд в Голливуде принадлежала Михаилу Чехову и Георгию Жданову. Именно в их Лабораторном театре в Голливуде и Театральной Академии проходили подготовку такие актеры, как Гарри Купер, Джин Келли, Ингрид Бергман, Пол Ньюман, Элизабет Тейлор, Рекс Харрисон, Роберт Стэк, Джек Пэланс, Патрисия Нил, Сид Чаррис и многие другие.
В 1980 году Беатрис Стрейт и Роберт Коль создали в Нью-Йорке Студию Михаила Чехова, где занятия велись бывшими учениками Чехова. Позднее в Лос-Анджелесе возник Центр изучения творчества Чехова, созданный Эдди Гровом.
В наследии Чехова особое место принадлежит его мемуарам "Путь актера", написанным, когда автору было 36 лет (М., 1928), и книге "О технике актера" (на русском языке издана в 1946-м, на английском - в 1953 году, США).
Всего 64 года прожил этот человек, соединивший незаметно для себя великие имена и страны. Просто преподавая актерское мастерство. Будучи не очень заметным в миру и наполнявший смыслом жизнь своих учеников.