130 лет со дня рождения шведского писателя Пера Фабиана Лагерквиста
23 мая 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения шведского писателя, лауреата Нобелевской премии (1951) Пера Фабиана Лагерквиста (1891 - 1974).
В гимназические годы Лагерквист увлекался биологией и знакомился с новой литературой - Августом Стриндбергом и неоромантиками. Дебютом литературной деятельности писателя стал рассказ "Материнская любовь", напечатанный в местной газете "Смоландс-Постен" 19 ноября 1906 года. Автору тогда было всего пятнадцать лет. После окончания школы в 1910 году он в течение двух лет изучал искусство и литературу в Упсальском университете.
В 1912 году он опубликовал несколько пылких стихотворений и экспериментальную повесть "Люди". Это была первая книга Лагерквиста, повествующая о демоническом герое, одержимом злом.
В таких книгах, как "Железо и люди" и "Страх" просматривается влияние идей кубизма на писателя. В 1913 году писатель едет в Париж, где большое влияние на него оказывает современная живопись; особенно восхищался Лагерквист интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В этом же году он опубликовал эссе "Искусство слова и изобразительное искусство". Это критическое эссе оказалось первой работой, которая привлекла внимание, и вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы "Мотивы", который вышел в 1914 году, а также в сборнике новелл "Железо и люди" (1915).
В 1916 году Лагерквист добился признания, опубликовав поэтический сборник "Тоска", который считается первым шведским экспрессионистским произведением.
Почти всю первую мировую войну Лагерквист прожил в нейтральной Дании. В это время он много писал для театра. Его первая опубликованная пьеса "Последний человек" (1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле человека и продолжает тему отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника "Театр" (1918) он выступает против натуралистической драмы и восхищается поздними символическими пьесами Августа Стриндберга.
В 1919 году работая театральным критиком в стокгольмской газете "Свенска дагбладет", Лагерквист опубликовал поэтический сборник "Хаос" и пьесу "Небесная тайна", наиболее удачную из его ранних пьес.
В 20-е годы Пер Лагерквист много путешествует, посещает Францию и Италию. Кроме сборника коротких рассказов "Злые саги" (1924), Лагерквист написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными произведениями: "Гость действительности" ( 1925) и "Завоеванная жизнь" (1927). Поэзия этого периода - сборники "Путь счастливого человека" (1921) и "Песни сердца" (1926). К драматургическим произведениям Лагерквист относится также пьеса "Человек, который прожил жизнь" (1928).
По мере того как в 30-е росла угроза фашизма, творчество Лагерквиста становилось все более гуманистическим по духу. Выходят его поэтический сборник "У костра" (1932), пьеса "Король" (1932) и повесть "Палач" (1933). В драме "Человек без души" (1936) автор показывает, как перерождается, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В "Победе во тьме" (1939) выведены два брата-близнеца, один - государственный деятель, демократ, другой - продажный демагог.
Пер Лагерквист известен как автор многих великолепных рассказов и стихотворений, драм ("Тайна неба", "Невидимый", "Человек без души", "Победа во тьме" и др.), повестей и романов ("Сивилла", "Палач", "Варрава" и др.).
Переведенный на 9 языков, "Варавва" нашел самый широкий отклик у критиков и является самой популярной книгой писателя. Роман был трижды экранизирован (1953, 1961, 2012).
Вершиной творчества писателя стал его аллегорический роман "Карлик" (1944). Это история жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы.
В 1951 году Лагерквисту была присуждена Нобелевская премия по литературе "за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который пытался в своем творчестве найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством".
В последующие годы Лагерквист продолжал плодотворно трудиться; закончил девятый сборник стихов "Вечерняя земля" (1953), написал еще пять романов: "Сибилла" (1956), "Смерть Агасфера" (1960), "Паломник в море" (1962), "Священная земля" (1964) и "Мариамна" (1967).