130 лет со дня рождения театрального режиссёра, актёра и педагога, народного артиста СССР Михаила Кедрова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения театрального режиссёра, актёра и педагога, народного артиста СССР Михаила Кедрова


2 января 2024 года исполнится 130 лет со дня рождения театрального режиссёра, актёра и педагога, народного артиста СССР Михаила Николаевича Кедрова (1894 - 1972).

Главный режиссёр Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (1938-1948) и МХАТа (1946-1955).

Родился в Москве в семье священника Николая Ивановича и его жены Анны Васильевны Кедровых. В 1908-1914 годах учился в Московской духовной семинарии.

В 1914-1920 годах обучался в Московском институте народного хозяйства. Одновременно участвовал в любительских драматических кружках как актёр и режиссёр, увлекался живописью и скульптурой.

С 1920 года занимался в Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова под руководством Василия Лужского. Параллельно в 1921-1923 годах учился во ВХУТЕМАСе у скульптора Анны Голубкиной. В 1922 году был принят во 2-ю Студию МХАТ, которая в 1924 году влилась в Московский Художественный театр.

Его наиболее заметными ролями были Син Бин-у в спектакле "Бронепоезд 14-69", Квасов в спектакле "Хлеб", Манилов в "Мёртвых душах", Захар Бардин во "Врагах" и Тартюф в одноимённой пьесе.

С 1930-х годов работал как театральный педагог и режиссёр. Его первая постановка "В людях" (1933) Максима Горького вошла в репертуар театра и получила высокую оценку самого автора. Кедров вёл педагогическую работу во ВГИКе на режиссёрском отделении под руководством Сергея Эйзенштейна.

В 1936 году возглавил группу актёров МХАТа, изучавших новый творческий метод Константина Станиславского. На основе этой экспериментальной работы Кедров поставил спектакль "Тартюф" (1939). В своём творчестве опирался на последние новаторские открытия Станиславского ("метод физических действий"), раскрывал идейное содержание спектакля прежде всего через искусство актёра. Вёл семинар при Всероссийском театральном обществе.

В 1936 году стал режиссёром-педагогом Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, а после смерти учителя являлся её руководителем вплоть до 1948 года.

В 1946-1955 годах был художественным руководителем и главным режиссёром МХАТа. Его лучшими работами этого периода считаются постановки спектаклей "Глубокая разведка" (1943) и "Плоды просвещения" (1951). С 1955 года являлся членом художественного совета театра, а в 1960-1963 годах - председателем художественной коллегии МХАТа.

С 1949 года служил педагогом-консультантом Школы-студии МХАТ.

В 1947-1963 годах был членом Комитета по Сталинским (позже Ленинским) премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР. С 1960 года руководил творческой лабораторией при Всероссийском театральном обществе. С 1963 года выступал как член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР.

Михаил Кедров скончался 22 марта 1972 года в Москве после продолжительной болезни.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑