135 лет со дня рождения американского актера Бориса Карлоффа
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

135 лет со дня рождения американского актера Бориса Карлоффа


23 ноября 2022 исполняется 135 лет со дня рождения американского актера Бориса Карлоффа (1887 - 1969).

Настоящее имя - Уильям Генри Пратт. Родился 23 ноября 1887 года в Камберуэлле, Южном районе Лондона. Мальчик был самым младшим из девяти детей Эдварда и Элизы Пратт. Родословная семьи Пратт уважаема в высшем обществе, ведь их предки на протяжении веков традиционно состояли на службе у монархов Великобритании. Эдвард обладал жестким характером, поэтому, когда мальчику исполнилось два года, родители Уильяма разошлись. После переезда матери и детей в Энфилд, они были приняты в приходскую школу Святой Марии Магдалины. Там Уильям присоединился к драматичной группе и в возрасте девяти лет дебютировал в одной из постановок "Золушки".

В 1909 году, в возрасте 21 года, Уильям потратил 150 фунтов стерлингов, чтобы покинуть родную страну. Он эмигрировал в Канаду и прибыл в Ванкувер с пятью долларами в кармане. Юноша устроился разнорабочим в театре за копейки, ведь руководители театра не были заинтересованы в том, чтобы взять молодого актера без опыта работы.

Уильяму Пратту пришлось сменить работу на агента по недвижимости. Там он встретил будущую жену. Это знакомство вдохновило Пратта вернуться к поискам работы, связанной с актерской сферой. По счастливому совпадению, в одной театральной труппе появилось свободное место, и Уильям Пратт решил воспользоваться такой возможностью. На протяжении последующих десяти лет Пратт посвятил себя театральной работе. Тогда он решил сменить свое имя на сценический псевдоним - Борис Карлофф. Позже актер говорил, что выбрал это имя из семейного древа по материнской линии.

Через несколько лет Борис Карлофф приехал в Лос-Анджелес в поисках работы в киностудии. В кино дебютировал в 1916 году в фильме "Немые девушки из Портичи", где главную роль играла Анна Павлова.

С 1919 года регулярно снимается в ролях второго плана, но подлинную славу обретает после роли Чудовища во "Франкенштейне" Джеймса Уэйла, от которой отказался Бела Лугоши, опасаясь "потеряться" в тяжелом гриме. Но никакой грим не смог скрыть блестящую драматичную игру Карлоффа. Впоследствии актер еще не раз обращался к прославившему его образу: "Невеста Франкенштейна" (1935), "Сын Франкенштейна" (1939), "Франкенштейн 1970" (1958).

30-е годы стали для Карлоффа звездными. Он снимается в известнейших ретро-хоррорах "Мумия" (1932), "Маска Фу-Манчу" (1932), работает в паре со своим "заклятым другом" Белой Лугоши: "Черный кот" (1934), "Ворон" (1935), "Невидимый луч" (1936).

В дальнейшей карьере Карлоффа были и падения, и относительные взлеты. Он то скатывался к дешевым B-movie, пародирующим его былые заслуги в жанре фильма ужасов (начало 40-х, 50-е годы), то воскресал в удачных постановках продюсера Вэла Льютона: "Похитители тел" (1945), "Остров мертвых" (1945), "Бедлам" (1946). В 1960-е ветерана хоррора снимает плодовитый Роджер Корман. Так, например, на съемочной площадке триллера "Ужас" (1963) встретились две звезды: заходящая - Карлофф, и будущая - Джек Николсон.

Одно из величайших достижений своей профессиональной карьеры Карлофф испытал на Нью-йоркском Бродвее в роли, которая была написана специально для него театральным драматургом Джозефом Кессельрингом в пьесе "Мышьяк и старые кружева", премьера которого состоялась в 1941 году. Он олицетворял собой разыскиваемого убийцу Джонатана Брюстера, который ищет убежища от полиции в доме своей семьи, состоящей из маньяков, большинство из которых являются убийцами. Джонатана сопровождает доктор Эйнштейн, пластический хирург с алкогольными проблемами. Он превратил лицо Джонатана, под воздействием алкоголя, в лицо Бориса Карлоффа, так как во время операции он смотрел фильм Франкенштейна по телевизору.

Спектакль проходил на Бродвее в течение трёх лет с большим успехом и был сыгран 1444 раз. Уже в 1941 году был снят фильм Фрэнком Капрой с Кэри Грантом в роли Мортимера и Петером Лорре в роли доктора Эйнштейна. Фильм был снят, но не был допущен в кинотеатры до 1944 года из-за продолжающихся театральных представлений. Карлофф не смог повторить этот успех в двух других пьесах, исполненных на Бродвее: "Липовое дерево" Джона Бойнтона Пристли (1948) и "Магазин на лучшем углу" Эдварда Перси (1949), оба спектакля были отменены после семи выступлений.

В течение 1940-х Борис Карлофф смог расширить своё присутствие в сфере радио, которое в то время было очень популярным. Он регулярно озвучивал роли в мистических сериалах и ужасах. Особенно популярными были сериалы "Тайна внутреннего святилища" и "Ползать в ночи", созданные ABC в течение многих лет Карлофф был рассказчиком этих страшных историй. Некоторые эпизоды длились 30 минут и транслировались еженедельно по воскресеньям и средам.

В апреле 1950 года на Бродвее состоялась премьера музыкальной адаптации пьесы Барри Джеймса "Питер Пен". Борис Карлофф исполнил в ней две роли: мистера Дарлинга и Капитана Крюка. Музыку для пьесы написал Леонард Бернстайн. Постановка выдержала более 300 представлений.

В 1955-1956 годах Карлофф в последний раз вышел на сцену на Бродвее - как епископ Кошон вместе с Джули Харрис в роли Жанны д’Арк с пьесой "Жаворонок" Жана Ануйя, за что он получил номинацию на премию "Тони". Постановка была представлена более 200 раз и имела большой успех.

В 1960-х годах Карлофф всё чаще использовал свой голос для дубляжа, радио-программ и записи пластинок. В анимационном фильме "Как Гринч украл Рождество" (1966), он озвучил главного героя. Год спустя Карлофф озвучивал кукольный фильм "Сумасшедшая вечеринка чудовищ" (1967), режиссёром которого стал Жюль Басс. В нём барон Борис фон Франкенштейн приглашает всех героев фильмов ужасов - от оборотней до вампиров и, конечно, монстра Франкенштейна - на вечеринку в свой замок.

В это время Борис Карлофф также записывал пластинки, на которых он читал сказки и рассказы разных писателей, но также и полные романы, такие как "Посмертные записки Пиквикского клуба" Чарльза Диккенса. Также была записана сказка Сергея Прокофьева "Петя и волк" с симфоническим оркестром Венской государственной оперы и Борисом Карлоффом в качестве рассказчика. Эти записи по-прежнему популярны в англоязычных странах и доступны в виде аудиокниг.

Лебединой песней Карлоффа известный кинокритик Леонард Молтин называет роль старого актера фильмов ужасов, сыгранную в триллере "Мишени" (1968) Питера Богдановича.

Всего Борис Карлофф снялся более чем в двухстах кинофильмах и телесериалах. Последние годы жизни актер страдал от заболевания дыхательных путей и нередко вынужден был прибегать к помощи кислородной маски прямо на съемках. В памяти фанатов он навсегда останется Чудовищем Франкенштейна и Мумией, эталонным экранным монстром, однако не стоит забывать, что в реальной жизни Карлофф был настоящим джентльменом, мягким, тактичным, внимательным человеком.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑