135 лет со дня рождения французского и американского художника, шахматиста, теоретика искусства Марселя Дюшана
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

135 лет со дня рождения французского и американского художника, шахматиста, теоретика искусства Марселя Дюшана


28 июля 2022 года - 135 лет со дня рождения французского и американского художника, шахматиста, теоретика искусства Марселя Дюшана (1887-1968).

Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство и др.

Родился 28 июля 1887 года в Бленвиль-Кревон, Франция. В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875-1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876-1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889-1963).

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны деду по материнской линии - Эмилю Николя, художнику и гравёру. Весь дом был наполнен его работами. Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с десяти до семнадцати лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте четырнадцати лет он начал серьёзно увлекаться рисованием. Первые живописные работы Дюшана относятся к 1902 году. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.

В 1910-1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску ("Обнажённая, спускающаяся по лестнице", 1912; "Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах", 1915-1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод "готовых вещей" (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея ("Велосипедное колесо", 1913; "Сушилка для бутылок", 1914; "Фонтан", 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов "высокого искусства" произведения старых мастеров - например, "Джоконда" Леонардо да Винчи ("L.H.O.O.Q.", 1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго - так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора.

В 1917 году Дюшан совершил свой самый известный эпатажный поступок - послал на выставку сообщества независимых художников инсталляцию "Фонтан", представлявшую собой обычный фарфоровый писсуар с автографом вымышленного автора.

В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы "Дада" и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера "Антракт" (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций.

После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство.

Дюшан снял вместе с Маном Рэем экспериментальный фильм "Анемик Синема" (1926), ему посвящён короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002). В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑