135 лет со дня рождения русского художника Бориса Григорьева
23 июля 2021 года исполнится 135 лет со дня рождения русского художника Бориса Дмитриевича Григорьева (1886 - 1939).
Борис Григорьев родился в Москве, мать его Клара фон Линденберг была шведкой. В 1903-1907 годах учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище, затем в качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию художеств (до 1913 года). С 1907 года жил в Петербурге. В 1909-1914 годах Григорьев побывал в Швеции, Норвегии, Австрии, Италии, Греции, Венгрии, Швейцарии, Франции.
С 1911 года рисунки его публиковались в журналах "Сатирикон" и "Новый Сатирикон".
В 1913 году художник провёл четыре месяца в Париже, где посещал занятия в Академии Гранд Шомьер. Париж окончательно сформировал Григорьева как виртуозного рисовальщика, свободно владеющего всем спектром выразительных возможностей линии. Творческий, праздничный и пряный дух этого города вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков: мир богемы и цирков, кафешантанов и продажной любви, фатальности и неги представлен в них словно через увеличительное стекло. Известность в России пришла к художнику после показа этого цикла на выставке "Мира искусства" в 1913 году.
Григорьев был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х годов и сохранил это звание, уже работая за границей. Остались десятки портретов его кисти - чуть ли не всей русской интеллигенции начала XX века. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и другие.
В 1918 году Григорьев вступил в 1-й профессиональный союз художников в Петрограде. Он готовит иллюстрации к "Графу Нулину" и "Домику в Коломне" А. С. Пушкина, "Опасному соседу" В. Л. Пушкина, сотрудничает с журналом "Пламя", участвует в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена).
В 1919 году, спасаясь от "революционного вихря", Григорьев тайно пересёк с семьёй на лодке Финский залив и поселяется сначала в Берлине, а с 1921 года - в Париже. В 1920-х - середине 1930-х годов художник жил в США, путешествовал по Латинской Америке.
Мало известна увлеченная работа Бориса Григорьева как оригинального писателя. Подобную неосведомленность проявлял и А. М. Горький, чей портрет был написан художником в 1926 году в Италии. Сравнивая в шутку художника с известным литератором Аполлоном Григорьевым, Горький замечал: "Оный Григорьев, хотя и не Аполлон и стихов не сочиняет, критических статей не пишет, но - талантлив удивительно".
В действительности, Борис Григорьев с юности мечтал "появиться с новым произведением не как художник, а как писатель". Он выступал с полемическими статьями, писал стихи, прозу, воспоминания, а его обширная переписка с А. Н. Бенуа, А. М. Горьким, Н. Н. Евреиновым, Е. Замятиным, В. В. Каменским, Н. К. Рерихом и другими выдающимися современниками сохранила отпечаток темпераментной, искренней, мятущейся натуры.
Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.
Известно, что Григорьев написал около 500 страниц мемуаров (местонахождение рукописи неизвестно), но даже публицистический цикл "О новом" (1920) полон воспоминаний об участии в праздничном оформлении Петрограда осенью 1918 года, о сотрудничестве в журнале "Пламя", редактором которого был А. В. Луначарский, о "Первой государственной свободной выставке всех течений" в начале 1919 года.
В 1930-е годы Григорьев занимался в основном книжной графикой. Великолепны циклы его рисунков к "Детству" М. Горького (1931), "Братьям Карамазовым" Ф. М. Достоевского (1932–1933).
С 1930 года Григорьев преподавал в Париже в Русской академии, организованной Т. Сухотиной-Толстой, затем открыл частную школу живописи и рисунка. В 1935 году получил приглашение возглавить факультет в нью-йоркской Академии прикладных искусств. В эти годы у него состоялся ряд персональных выставок в Париже, Милане, Праге, Нью-Йорке, Чикаго.
В последние годы жизни художник работал как никогда интенсивно - до полного физического изнеможения и нервного истощения. Количество произведений, созданных Григорьевым за границей, значительно больше того, что он успел выполнить на родине. Но его творческое наследие эмигрантского периода, к сожалению, пока недостаточно изучено.
В 2011 году состоялись выставки в Русском музее и в Третьяковской галерее.