140 лет со дня рождения американского актёра театра и кино Джона Бэрримора
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения американского актёра театра и кино Джона Бэрримора


15 февраля 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения американского актёра театра и кино Джона Бэрримора (настоящее имя Джон Сидни Блайт) (1882 - 1942).

Родился 15 февраля 1882 года в Филадельфии. Он был младшим из трех детей. Его братом и сестрой были Лайонел (1878-1954) и Этель (1879-1959), которые тоже стали актёрами, а отцом был Морис Бэрримор (настоящее имя - Герберт Блайт), британский актёр индийского происхождения. Мать Бэрримора, актриса Джорджи Дрю Бэрримор из театральной семьи. Её мать - Луиза Лейн Дрю, известная американская актриса и руководитель театра Арч-стрит, отец - Джон Дрю, комедийный актёр.

Юноша изучал изящные искусства в Париже, хотел стать художником или журналистом. В 1900 году Джон Бэрримор устроился на работу иллюстратором в американскую вечернюю газету New York Journal American. Однако отец убедил его попробовать себя на сцене, хотя сам Джон не хотел заниматься актёрским мастерством.

Семейная традиция взяла верх и в возрасте двадцати одного года он начал театральную карьеру. Благородная, мужественная красота, статность, изящество вместе с несомненным талантом позволили ему быстро обратить на себя внимание. В 1900 году он дебютировал в пьесе под названием "Человек Мира", где выступал вместе с Морисом Бэрримором. В 1901 году он играл на одной сцене со своей сестрой Этель в постановке "Капитан Джинкс из конной морской пехоты".

В 1902 году его уволили с должности иллюстратора. Он устроился работать дизайнером плакатов. Со временем Джон понял, что подобная работа не позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. Это заставило его вернуться к актёрской игре. В 1903 году он присоединился к чикагскому туру канадского актёра и режиссёра Артура Макки Ранкина.

В 1904 году артист дебютировал на Бродвее в пьесе "Рад этому". Обладая острым чувством юмора, в 1910-е годы Бэрримор много выступал в комедиях "романтического толка": "Охотник за состоянием", "Муж наполовину", "Принцесса Зим-Зим", "Верь мне, Ксантиппа". Потом он сыграл в "Живом Трупе" Л. Толстого, "Правосудии" Дж. Голсуорси, стал знаменитым Ричардом III и незабываемым Гамлетом. Участвовал он и в пьесе своей второй жены Мишель Стрэндж "Свет луны".

В 1912 году он снялся в четырех фильмах. Однако, его первые киноработы были уничтожены пожаром. В 1913 году Джон снимается в романтической комедии "Американский гражданин". Эта картина была высоко оценена зрителями и критиками. Затем последовали роли в картинах "Диктатор", "Втихаря", а потом и в комедиях "Вы масон?", "Почти король", "Потерянный жених".

1920-е годы ознаменовались шумным успехом Бэрримора в фильме "Доктор Джекилл и мистер Хайд", образом великого детектива в "Шерлоке Холмсе" и капитаном Ахавом из "Моби Дика", который на экране окрестили "Морским чудовищем". Искренность и сила чувства, проявленные здесь, принесли актеру славу "великого любовника". Следующие картины "Дон Жуан" (1926), "Когда мужчина любит" (1927, экранизация "Манон Леско"), "Любимый плут" (1927) пользовались меньшим успехом, хотя актер проявил в них свойственную ему яркость, мощь и магнетизм игры.

Хорошо поставленный, богатый обертонами, "театральный" голос позволил актеру благополучно миновать барьер звукового кино. Но в 1930-е годы он использовал в основном уже наработанный багаж. Так, в "Зрелище зрелищ" декламировал монолог Ричарда Глостера из пьесы Шекспира "Король Генрих VI". В комедии "Человек из Бленкли" играл английского лорда; снова представ капитаном Ахавом из "Моби Дика".

В "Распутине и императрице" Бэрриморы снялись все втроём: брат Лайонел играл Распутина, сестра Этель - царицу Александру Федоровну, а Джон - князя Феликса Юсупова. Кончилось все это шумным скандалом. Семейство князя Юсупова начало процесс о клевете и выиграло его. Студии пришлось заплатить 25 тысяч долларов плюс огромные судебные издержки.

В фильме "Обед в восемь" (1933) Бэрримор исполнил близкую ему роль: стареющего знаменитого актера, пьяницу, теряющего себя.

В середине 1930-х годов режиссер Дэвид Селзник попробовал его на Гамлета. Но результат оказался печальным: следы разгульной жизни уже отпечатались на лице великого трагика.

Последний его заметный кинопроект - экранизация "Ромео и Джульетты" (1936). Поскольку продюсер фильма Ирвинг Тальберг пригласил на роль Джульетты свою 35-летнюю жену Норму Ширер, остальных героев тоже состарили. Ромео играл 42-летний Лесли Ховард. В свои 54 года Бэрримор изображал Меркуцио.

Затем Бэрримора пригласили в фильм "Дама с камелиями", но его съемки тогда не состоялись, так как актёр попал в больницу для алкоголиков. После возвращения оттуда на главные роли Джон претендовать уже не мог: только второстепенные, да и то, в фильмах второго класса.

В 1938 году снялся в детективной серии "Бульдог Драммонд", сыграл небольшую роль Людовика XV в "Марии-Антуанетте", а также старого профессора в комедийной пародии "Держите эту студентку".

Не лучше обстояло дело и в театре. Бэрримор появился на сцене в плохой пьесе "Мои дорогие дети" вместе со своей четвертой женой Эллен Барри. Во время гастролей в Чикаго и Нью-Йорке публика приходила главным образом для того, чтобы посмотреть на позор некогда великого мастера: он забывал текст, падал на сцене.

Призрак Джона Бэрримора - один из главных героев пьесы "Я ненавижу Гамлета", написанной Полом Рудником. По сюжету пьесы, призрак Джона Бэрримора является молодому актёру, чтобы подготовить его к исполнению роли Гамлета.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑