140 лет со дня рождения американской актрисы, звезды немого кино Теды Бары
29 июля 2025 года исполняется 140 лет со дня рождения американской актрисы, звезды немого кино Теды Бары (1885 - 1955).
Настоящее имя - Теодосия Барр Гудман. Промоутеры актрисы распространяли мнение, что её имя - это анаграмма фразы "Arab Death" (то есть арабская смерть), однако на самом деле Теда - это укороченная форма её настоящего имени, а Бара - среднее имя её бабушки со стороны матери.
Несмотря на скоротечность карьеры - Бара активно снималась на протяжении всего пяти лет, с 1915 по 1919 год, - она была одной из самых популярных актрис своего времени и одним из первых секс-символов кинематографа. Она носила прозвище "The Vamp" (Вампирша), что на сленге тех лет было синонимом коварной обольстительницы мужчин, и вошла в число первых актрис, сформировавших на экране образ женщины-вамп.
Родилась 29 июля 1885 года в Цинциннати (штат Огайо, США) в семье польского эмигранта-еврея Бернарда Гудмана и его жены Полины Луизы Француазы де Коппетт, швейцарки франко-немецкого происхождения. Её отец работал закройщиком в ателье, мать занималась изготовлением париков. Родители назвали дочь в честь Теодосии Барр Элстон, дочери 3-го вице-президента США Аарона Барра, которая трагически погибла в 1812 году во время пиратского нападения на корабль. Теодосия была старшим ребёнком в семье, в 1888 году у неё появился брат Марк, а в 1897 году - сестра Эстер, которая потом тоже стала играть в кино.
В 1903 году Теодосия окончила школу и поступила в Университет Цинциннати, параллельно выступая на сцене театра, пока через два года к немалому огорчению отца её не отчислили из университета. Уехав из Цинциннати на поиски славы, 18 августа 1908 года Теодосия под псевдонимом Тео де Коппе дебютировала на нью-йоркской сцене в спектакле "Дьявол" по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара и затем на протяжении девяти лет играла в театре.
Возраст актрисы уже приближался к тридцати, когда в 1914 году на очередном кастинге она познакомилась с режиссёром Фрэнком Пауэллом и произвела на него такое сильное впечатление, что он немедленно снял её в эпизодической роли в картине "Пятно", а в 1915 году пригласил на роль Вампирши - женщины-хищницы, которая совращает мужчин и, бросая, уничтожает их жизни - в драматическую картину "То был дурак", экранизацию популярной бродвейской пьесы тех лет. Фильм снискал невероятный успех у публики, и Теда Бара в одночасье стала звездой.
На протяжении следующих пяти лет она появилась в тридцати восьми фильмах, превратившись в одну из главных актрис студии "Fox Film". В 1917 году она сыграла царицу Египта в фильме "Клеопатра".
Эффектная грубоватая красота Теды Бары, насыщенная глубоким эротизмом, её манера густо подводить глаза, как нельзя лучше подходили к её типажу, и киностудия нещадно эксплуатировала этот образ. Наиболее характерными работами Бары в амплуа женщины-вамп были фильмы с говорящими названиями "Уничтожение" (1915), "Грех" (1915), "Лисица" (1916) и "Кровавая роза" (1917). Кроме того актриса воплотила на киноэкране образы великих женщин, как вымышленных, так и реально существовавших - Клеопатру, Кармен, Эсмеральду, Саломею, Джульетту, мадам Дюбарри и Маргариту Готье.
Интерес публики к актрисе дополнительно подогревался различными романтическими слухами о её прошлом. Так например, на киностудии была придумана версия её происхождения - якобы она родилась в 1892 году в сени пирамид и была дочерью художника-итальянца и актрисы-француженки. Несмотря на то, что Бара никогда не была в Европе, считалось, что ранее она блистала на сцене театров Парижа.
Сценические костюмы Бары были достаточно провокационными для тех лет и часто практически полностью обнажали тело - один из нарядов царицы в "Клеопатре" состоял из полупрозрачной юбки и лифа в виде переплетённых змей. Сохранились фотографии Бары, на которых она позирует со скелетом, змеями, хрустальными магическими шарами и прочими романтическими атрибутами.
Устав играть яркие, но однообразные роли, Бара не раз пыталась сменить амплуа и несколько раз добивалась своего, сыграв в фильме "Кэтлин Мавурнин" (1919) невинную ирландскую крестьянку, а в картине "Под двумя флагами" (1916) - отважную девушку из Иностранного легиона.
Во время Первой мировой войны актриса с большим энтузиазмом занималась общественной деятельностью, посещая военные лагеря и жертвуя часть своих гонораров на военные нужды. В 1918 году она находилась на пике карьеры и уступала в популярности лишь Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд, но уже через год Уильям Фокс, основатель киностудии "Fox Film", потерял интерес к актрисе и звезда Теды Бары закатилась столь же быстро, сколь взошла. С тех пор она появилась на киноэкране ещё дважды - в драме "Непокорённая женщина" (1925) и комедии "Мадам Тайна" (1926).
Карьера Бары завершилась ещё до начала эпохи звукового кино, поэтому - наряду с Барбарой ла Марр, Уоллесом Рейдом и некоторыми другими звёздами немого кино - она входит в число тех актёров, голоса которых зрителю уже не суждено услышать. В 1930-х годах Бара написала автобиографическую книгу "О чём молчат женщины", повествовавшую о её профессиональном опыте, но мемуары не были опубликованы.
В 1921 году Теда Бара вышла замуж за кинорежиссёра и сценариста британского происхождения Чарльза Брабина. Он не был расположен задействовать жену в своих фильмах, и Бара прожила остаток жизни в праздности, превратив свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирался цвет кинематографического сообщества. Её брак, в отличие от многих актёрских союзов, оказался прочным - супруги были вместе до самой смерти Теды от рака желудка в 1955 году. Чарльз пережил её на два года и умер в 1957 году.
В 1960 году актриса была удостоена звезды на Голливудской "Аллее славы".
К сожалению, большая часть плёнок с фильмами Теды Бары сгорела во время пожара на киностудии "Fox Film". Из перечисленных сохранились лишь "Непокорённая женщина", "Ист-Линн", "То был дурак" и "Пятно".