140 лет со дня рождения чешского художника, графика и скульптора Эмиля Филлы
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения чешского художника, графика и скульптора Эмиля Филлы


4 апреля 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения чешского художника, графика и скульптора Эмиля Филлы (1882 - 1953).

Эмиль Филла вырос в городе Брно, отец его был чиновником на железной дороге. После окончания торговой школы юношу устроили на работу в страховую фирму, но эта служба тяготила его творческую натуру. Вытерпев несколько месяцев, он уехал в Прагу, где поступил на учебу в художественную Академию.

Живопись изучал в Пражской Академии в 1903-1906 годах. После трех лет обучения Э. Филла счел, что используемые здесь методы слишком консервативны, и бросил Академию, чтобы отыскать какие-то иные пути и способы развития. В этом он был поддержан частью однокурсников.

Посетив в 1905 году выставку Э. Мунка, молодой художник попал под влияние его картин, а 1907-1908 годы прошли под знаком увлечения импрессионизмом. Найдя близких по духу людей в группе Osma, Филла стал выставлять там свои работы, среди которых были "Игроки в шахматы", "Читатель Достоевского".

В 1910 году в его работах появилось признаки перехода к кубическому стилю. В поисках себя, Э. Филла переходит от манеры письма, навеянной ранними произведениями Эль Греко, к манере, свидетельствующей том, какое впечатление на него произвели картины П. Пикассо и Ж. Брака. В этот период, помимо живописи (в основном, это были натюрморты, в которых постепенно проявлялись новые идеи автора), Филла занимался и скульптурой.

Начиная с 1913 года, жизнь художника была насыщена не только творчеством, но и переездами из страны в страну, общественной и иной деятельностью. Вместе с такими чешскими художниками, как Винценц Бенеш, Отто Гутфройнд, Павел Янак и Антонин Прохазка, Эмиль Филла участвует в 1913 году в Первом Немецком Осеннем салоне в Берлине.

Побывал в Париже, он на какое-то время "осел" в Голландии, где влился в ряды чешского освободительного движения, а по окончании Первой мировой войны работал советником посла.

Вернувшись в Прагу, Филла стал сотрудником Министерства иностранных дел. В годы немецкой оккупации он принимал посильное участие в борьбе с распространением нацистских идей, и отголоски этих событий нашли место в его произведениях.

В работах конца 1910-х начала 1920-х годов чётко прослеживается соединение тенденций кубизма и немецкого экспрессионизма (например, натюрморт "Корзина фруктов", 1916-1917, Прага, Народная галерея).

В послевоенный период Эмиль Филла, видный представитель чешского кубизма, занимался преподаванием, путешествовал, писал теоретические книги по искусству, а вот право выставлять свои работы он утратил - уж слишком отличалось его творчество от того, что называлось социалистическим реализмом. Более сорока лет (1909-1953 гг.), с небольшим перерывом, Филла входил в Объединение художников МАНЕС.

После войны читал лекции в Академии художеств в Праге.

Его картины очень высоко ценятся знатоками-коллекционерами и продаются на аукционах за огромные деньги. Кубического "Художника", например, купили за 17,5 млн. крон, а "Голову мужчины в цилиндре" - за 16 млн. крон. Чтобы посмотреть работы Э. Филлы в Праге, можно посетить Национальную галерею.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑