140 лет со дня рождения французского прозаика и поэта, драматурга, литературного критика Жоржа Дюамеля
30 июня 2024 года исполнится 140 лет со дня рождения французского прозаика и поэта, драматурга, литературного критика Жоржа Дюамеля (1884 - 1966).
Родился 30 июня 1884 года в Париже в небогатой семье. Получил медицинское образование.
В 1906 году вместе с Ж. Роменом, Ш. Вильдраком и Р. Аркосом принял участие в создании артели молодых поэтов и художников "Аббатство"; через несколько месяцев стал одним из руководителей и виднейшим критиком литературной группы унанимистов, звавших быть "ближе к жизни", восстававших против книжности, искусственности, натурализма и символизма.
В 1907 году дебютировал книгой стихов "О легендах, о битвах". Затем были: сборник стихов "Спутники" (1912), пьесы "Свет" (1911) и "Битва" (1913).
С 1912 года стал редактором литературного обозрения "Mercure de France".
Своим положением в литературе Дюамель обязан художественной прозе. Первую серию его прозаических вещей образуют "свидетельства" о Первой мировой войне, в которой он участвовал в качестве военного врача: сборники рассказов "Жизнь мучеников" (1917) и "Цивилизация" (1918) - получившая Гонкуровскую премию, "Семь последних язв" (1928). Эти книги - эпопея лазарета, свидетельство того сострадания, которое автор испытывал к раненым и больным солдатам, своим пациентам. Они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно.
С пацифистских позиций Дюамель осуждал войну в книге стихов "Элегии" (1920) и фарсе "Лапуант и Ропито" (1919). Отвергал революционное переустройство общества, защищал "независимость духа" от политики и подписал "Декларацию независимости духа", составленную Р. Ролланом.
Во Франции большим успехом пользовались его выступления-лекции: "Обладание миром" (1919) и "Разговоры в суматохе" (1919). Основным в его проповеди было утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации.
Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) - единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, прийти к "обладанию миром". Бедным и голодным рабочим и ошалевшим от жадности дельцам он рекомендует "жить мечтой", сделать из "культа мечты" род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие и счастье.
Неустанная защита прав личности и пассивность, склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы и идеализация семейного очага, дружбы; возмущение перед войной и революцией - все это характеризует Дюамеля как истинного представителя французской интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью.
Темой сострадания к людям пронизаны роман "Покинутые" (1921) и пять романов из цикла о Салавене ("Полуночная исповедь", "Двое", "Дневник Салавена", "Клуб на улице де Лионнэ", "Игры и утехи", 1920-1932). Это органически развивающаяся художественная проза, своим утонченным анализом близкая прозе М. Пруста и Ж. Ромена и связанная с прозой Ф. М. Достоевского стремлением взамен "линейной латинской психологии" французской литературы показать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. Центральный персонаж прозы Дюамеля - конторщик Луи Салавен - образ современного европейского "человека из подполья".
Дюамель резко критиковал все виды несправедливости и насилия: ницшеанствующих "спасителей" человечества (в комедии "Сообщество атлетов", 1920), колониальную войну в Марокко (заявление в журнале "Кларте", 15.7.1925, № 76). Осуждение американской "торгашеской диктатуры" (очерки "Сцены будущего", 1930) совмещалось у него с осуждением "революционной активности масс".
В 1927 году Дюамель посетил СССР, где его сопровождала переводчица на русский язык его стихов Мария Кудашова. Он очень подробно рассказал об этой поездке в книге "Путешествие в Москву" (1927), которая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно, социализм для него - нечто неосуществимое, но он признает "право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию". Он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, которая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли он возвращается и в "Беседе о духе Европы", где советует "принять Советскую Россию в европейскую семью", - сделать из неё буфер между Европой и волнующейся Азией, и тем самым защитить "нашу древнюю цивилизацию" от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран.
Угрозе стандартизации жизни (эссе "Гуманист и автомат", 1933), духовному кризису Запада (эссе "Защита литературы", 1937) Дюамель противопоставляет созерцание чуда самой жизни ("Сказки моего сада", 1936). Между 1930 и 1940 годами он предпринял целый ряд поездок по Франции и за её пределами с лекциями о французском языке и культуре, о цивилизации, которая будет иметь основание в сердцах людей, а не в развитии техники.
В 1935 году он принял на себя руководство обозрения "Mercure de France" и его издательства. Стал главным акционером компании. В 1938 году, из-за антивоенной позиции Дюамеля, он был заменен Жаком Бернардом до конца войны: в 1945 он был возвращен на свою должность.
Дюамель предвидел опасность фашизма ("Дневник белой войны", 1939); его книги заметок ("Французские позиции", 1940) и впечатлений военной поры ("Место убежища", 1940) сожжены нацистскими оккупантами, которых он осудил в очерке "На руинах морали: Орадур-сюр-Глан" (1944). В 1939-1945 годах, то есть и во время oккупации, Дюамель был секретарем Французской Академии и защищал её от нацистов и коллаборационистов. Позднее за это он удостоился благодарности от правительства де Голля.
Духовная несвобода, власть денег, кризис западного общества воссозданы в реалистической серии романов "Хроника семьи Паскье" (т. 1-10, 1933-1944). В романе "Путешествие Патриса Перио" (1950) Дюамель отдал дань периоду "холодной войны". Написал утопию "Пассажиры "Надежды" (1953).
Примечательны его мемуары "Моя жизнь при свете дня" (т. 1-5, 1945-1953).
С 1960 года Дюамель страдал от многочисленных болезней и умер в Вальмондуа 13 апреля 1966 года.