140 лет со дня рождения немецкого актёра и продюсера Эмиля Яннингса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения немецкого актёра и продюсера Эмиля Яннингса


23 июля 2024 года - 140 лет со дня рождения немецкого актёра и продюсера Эмиля Яннингса (1884-1950).

Настоящее имя Теодор Фридрих Эмиль Яненц. Родился 23 июля 1884 года в Роршахе (кантон Санкт-Галлен, Швейцария) в семье германо-американского купца Эмиля Яненца и его жены Маргареты Швабе. Детство провёл в Лейпциге и Гёрлице. Бросил учёбу в гимназии, служил корабельным юнгой. В 1900 году был волонтёром в городском театре в Гёрлице, в 1901-1914 годах - актёром в провинции.

В 1914 году переехал в Берлин и поступил в труппу театра Макса Рейнхардта. В 1916 году предпринял первую самостоятельную постановку в Немецком театре. С 1917 года играл крупные роли. Летом 1918 года перешёл в Королевский театр. В конце 1918 года вернулся в театр Рейнхардта, в котором работал до 1920 года.

С 1916 года регулярно снимался в кино, в основном в мелодрамах о страсти, любви, деньгах и преступлении. В 1919 году исполнил роль Людовика XV в фильме "Мадам Дюбарри" Эрнста Любича. Международный успех этого фильма сделал его кинозвездой. Работа в театре отошла на второй план.

В 1922 году сыграл заглавную роль в исторической драме "Пётр Великий" Дмитрия Буховецкого. В 1924 году снялся в роли разжалованного портье в фильме "Последний человек" Фридриха Вильгельма Мурнау, а также в роли артиста, ставшего из ревности убийцей, в фильме "Варьете" Эвальда Андре Дюпона. В 1925-1926 годах снова работал с Мурнау, сыграв Тартюфа в одноимённом фильме, а затем Мефистофеля в фильме "Фауст".

В октябре 1926 года Яннингс отправился в Голливуд. Его американские фильмы ориентировались прежде всего на "Последнего человека" и "Варьете": он играл людей, лишившихся своего общественного положения и живущих в нищете.

Первый в истории лауреат премии "Оскар" за лучшую мужскую роль (1929; фильмы "Последний приказ" и "Путь всякой плоти").

С приходом звука в кино положение Яннингса в Голливуде усложнилось из-за его немецкого акцента, и в мае 1929 года ещё до завершения трехгодичного контракта с Paramount Pictures он вернулся в Германию.

Зимой 1929-1930 года исполнил роль преподавателя гимназии Рата в фильме Джозефа фон Штернберга "Голубой ангел", снятом по роману Генриха Манна "Учитель Гнус, или Конец одного тирана". Фильм, который должен был ознаменовать возвращение Яннингса в Германию, дал толчок голливудской карьере затмившей его Марлен Дитрих. С 1930 года Яннингс снова регулярно появлялся на сцене, как правило, в спектаклях по пьесам Герхарта Гауптмана. В мае 1934 года поступил в труппу Государственного театра. В 1936 году в последний раз вышел на сцену в роли Бисмарка.

В период национал-социализма снова стал крупной кинозвездой. В 1936 году его назначили в наблюдательный совет фирмы "Тобис", председателем которого он стал в 1938 году. Сначала в качестве "главного художественного руководителя", а позднее и самостоятельного продюсера он мог официально повлиять на концепцию и режиссуру своих фильмов. В 1940-1941 годах отвечал за производство антибританского фильма "Дядюшка Крюгер" (в советском прокате - "Трансвааль в огне", 1948), одной из самых дорогих немецких постановок этого периода.

В январе 1945 года из-за болезни Яннингса съёмки его последнего фильма "Где господин Беллинг?" были прекращены. В 1946 году он прошёл процесс "денацификации". В 1947 году получил австрийское гражданство.

2 января 1950 года умер на своей вилле на Вольфгангзе в Зальцкаммергуте.

Фильмы с участием Эмиля Яннингса  до сих пор пересматривают во многих  киноуниверситетах мира.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑