140 лет со дня рождения немецкого писателя, драматурга, театрального критика и журналиста Лиона Фейхтвангера
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения немецкого писателя, драматурга, театрального критика и журналиста Лиона Фейхтвангера


7 июля 2024 года исполнится 140 лет со дня рождения немецкого писателя, драматурга, театрального критика и журналиста Лиона Фейхтвангера (1884 - 1958).

Разрабатывал тему альтернативы действия и философского созерцания. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов.

Родился 7 июля 1884 года в Мюнхене в еврейской семье. Родители поженились в 1883 году, и Лион был старшим из девяти детей.

В детстве проявил склонность к изучению языков: древнееврейскому и арамейскому. В 1894 году изучал латынь в "Вильгельм-гимназиуме". Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1903-1907 годах отверг материальную помощь родителей и зарабатывал частными уроками; создал общество литераторов "Феб", куда приходили некоторые писатели. В этот период создал свои первые литературные пробы пера. Упрямо искал себя в литературе, увлёкшись Золя, Толстым и Тургеневым. На последнем курсе Берлинского университета защитил диссертацию по произведению "Бахарахский раввин" Г. Гейне.

До апреля 1908 года издавал свой первый литературный журнал "Шпигель" ("Зеркало") о театре и музыке. На пятнадцатом номере издание прекратилось из-за финансовых проблем и вошло в состав более крупного еженедельника "Шаубюне". К ноябрю того же года был работником этого издания, писал рецензии на театральные постановки, пробовал себя в драматургии. В 1912-1914 годах путешествовал.

Проходил во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.

Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман "Томас Вендт" (1920), драмы "Еврей Зюсс" (1917), "Голландский купец" (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания политиков. Такова его "Англосаксонская трилогия" (1927).

Первый исторический роман Фейхтвангера - "Безобразная герцогиня" (1923). История Маргариты Тирольской, южно-германской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе.

Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа - "Иудейская война" - вышла в 1932, вторая - "Сыновья" - в 1935, заключительная часть - "Настанет день" - в 1945 году.

В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишён немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

Писатель жил во Франции, где в 1936 году вышел его новый роман "Лже-Нерон", в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

Писатель-антинацист приобрёл известность в СССР и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным. Книга "Москва. 1937", рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР, была издана в Москве массовым тиражом.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений и невзгод, были отображены им в книге "Чёрт во Франции". Бежав оттуда и получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США.

С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20 000 томов.

В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - "Персов" Эсхила, "Васантасены" древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы "Царь и танцовщица".

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе "Военнопленные" и в романе "Тысяча девятьсот восемнадцатый год" - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В романе "Успех" представлена жизнь Баварии 1919-1923 годов, послевоенный экономический, политический и моральный кризис, а также подготовка и проведение "пивного путча".

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он написал пьесу "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне", в которой разоблачал организаторов "охоты на ведьм" - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, "Испанская баллада" и "Иеффай и его дочь", Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

Писатель умер в 1958 году.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑