140 лет со дня рождения нидерландского художника, архитектора и скульптора, теоретика искусства Тео ван Дусбурга
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения нидерландского художника, архитектора и скульптора, теоретика искусства Тео ван Дусбурга


30 августа 2023 года исполняется 140 лет со дня рождения нидерландского художника, архитектора и скульптора, теоретика искусства Тео ван Дусбурга (1883 - 1931).

Кристиан Эмиль Мари Кюппер родился в Нидерландах в городе Утрехт. Удивительный факт, что для каждого рода своей деятельности он придумывал новый псевдоним. Как художник он был известен под именем Тео ван Дусбург, как философ, размышляющий над проблемами эстетики, - Альдо Камини, а поэта и литератора знали как Бонсета.

Свою первую выставку Дусбург организовал в 1908 году. Критики тогда отмечали, что в его работах явно прослеживается влияние творчества Ван Гога. Но уже в 1913 году, после знакомства с работами Кандинского, художник пересмотрел свой взгляд на искусство. Живопись для него приобрела более высокий и духовный смысл, который нужно искать во внутреннем мире человека, а не в его повседневной жизни. Он начинает активно интересоваться проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры.

Знаковым для Дусбурга стало знакомство с Питом Мондрианом. В 1917 году они с ним организовали группу и журнал "Стиль". Группа пропагандировала рационализм, защищая геометрическую и скульптурную архитектуру. Мондриан ввел такое понятие, как неопластицизм. Основой взглядов ван Дусбурга была попытка свести во всех формах объективную гармонию произведения искусства к определённым геометрическим элементам. Эту теорию ван Дусбург широко пропагандировал во время путешествия по Германии, Австрии и Чехословакии в 1917 году. Эти новые принципы вскоре оказали значительное влияние на развитие архитектуры, литературы, графики и музыки.

В 1917 году художник написал картину "Цветная конструкция для дымохода" (Colour design for a chimney). Она стала одной из самых первых известных работ в этом жанре.

Дусбург создавал свои работы только после тщательных расчетов, он даже пользовался математическими формулами, потому что "все законы смысла умное число передает". Художник считал, что отобразить Вселенную можно только с помощью законов чисел. Его работы - это метафоры времени и пространства, основанные на математической точности.

В 1920 году Тео ван Дусбург отправляется в турне-конференцию, где познакомился с новым течением, разработанном в стенах немецкой архитектурной школы "Баухаус". Его концепция заключалась в отказе от избыточных украшений, которые не соответствовали техническим реалиям.

Вдохновившись их идеями, Дусбург создает в 1922 году следующий шедевр под названием "Композиция" (Composition XXII).

Во время своего кратковременного увлечения дадаизмом ван Дусбург издаёт в 1922 году дада-журнал "Мекано".

В 1923 году Дусбург переехал в Париж, где в то время жил Мондриан. До этого товарищи виделись редко, их общение происходило в основном по переписке, поэтому несовместимость характеров не влияла на отношения художников. Но во время личных встреч вспыхивали ссоры, и спустя всего год между ними произошел раскол. Дусбург стал развивать новую концепцию искусства, дав ему название элементаризм, который характеризовался диагональными линиями и "соперничал" с неопластицизмом Мондриана. Однако в 1929 году друзья-соперники все же помирились, когда случайно встретились в одном парижском кафе.

Судьба дала Дусбургу еще один шанс воплотить свои идеи в жизнь. В 1927 году он вместе с Гансом Арпом и Софией Таубер-Арп создал проект интерьера для кафе "Обетт" в Страсбурге. Соавторы обошлись без особых изысков: стены украшены живописью в основных цветах спектра, рисунки наложены почти на все плоскости помещения. Вся мебель выполнена из гнутого дерева, обстановку дополняли очень простые плафоны, прикрепленные к двум металлическим трубам.

По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно. Прямоугольному построению картин Мондриана ван Дусбург противопоставил диагональное, назвав его "контракомпозицией". Для защиты своей художественной позиции, не совпадающей с манерой Мондриана, художник излагает свои идеи в изданном им в 1930 году журнале "Арт конкрет", вышедшем всего один раз.

Скончался Тео ван Дусбург 7 марта 1931 года в Давосе. После его смерти группа "Стиль" распалась. Она просуществовала совсем недолго, но ее деятельность оказала заметное влияние на появившееся позднее Конкретное искусство (Art concret).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑