140 лет со дня рождения писателя и драматурга Аркадия Аверченко
27 марта 2021 года исполнится 140 лет со дня рождения русского писателя-юмориста, драматурга и театрального критика Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881 - 1925).
Аркадий Аверченко прожил короткую, но яркую жизнь. Современники называли его "королем смеха" или "королем юмора".
Родился будущий писатель в Севастополе 27 марта 1881 года в небогатой купеческой семье. Рос болезненным и чувствительным, от волнения начинал заикаться, с детства страдал сильной близорукостью. Плохое зрение не мешало проводить бесконечные часы за книгами любимых писателей - Т. М. Рида и Л. Буссенара. "Мальчик без Майн Рида - это цветок без запаха", - говорил Аверченко уже на посту редактора "Сатирикона".
В период революционных событий 1905-1907 годов Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески. Издательский опыт пригодился ему в 1908 году в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала "Стрекоза" реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с (1) 14 апреля 1908 года "Стрекозу" сменил новый еженедельник "Сатирикон".
Ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила "Сатирикону" его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Леонида Андреева, Маршака, Куприна, Алексея Толстого, Городецкого и многих других поэтов и прозаиков.
В 1913 году редакция "Сатирикона" раскололась, и "аверченковским" журналом стал "Новый Сатирикон" (1913-1918).
Произведения сатирика печатались огромными тиражами, мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались. Так, сборник "Веселые устрицы" до революции переиздавался 24 раза.
Юмористические и сатирические произведения принесли Аркадию Аверченко огромную славу. Его рассказы ценили за хороший вкус. Избегая пошлости и тривиальности, Аверченко писал весело и остроумно. Это был смех для смеха, так полезный для здоровья. Особняком в творчестве писателя-сатирика стоят рассказы для детей и о детях.
Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим "Новым Сатириконом" приветствовал; октябрьский же переворот был воспринят им как чудовищное недоразумение. Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 года "Новый Сатирикон" был запрещен.
В 1918 году писатель бежал из революционного Петрограда в Москву, оттуда в Киев. Все время до эмиграции осенью 1920 года он провел на занятом белыми юге России, осев в родном Севастополе. В 1920 году Аркадий Аверченко опубликовал сборник рассказов "Дюжина ножей в спину революции", в котором сатирически изобразил жизнь в Советской России. В октябре 1920 года отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов.
В Стамбуле Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр "Гнездо перелетных птиц", он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 году он поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу "Игра со смертью".
За годы творческой жизни А. Т. Аверченко написал несколько тысяч фельетонов, рассказов, рецензий и пьес, вышло более пятисот номеров отредактированных им сатирических журналов. Произведения Аркадия Аверченко выдержали проверку временем.