140 лет со дня рождения русского и американского поэта и художника Давида Бурлюка
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения русского и американского поэта и художника Давида Бурлюка


21 июля 2022 года - 140 лет со дня рождения русского и американского поэта и художника, одного из основоположников футуризма Давида Давидовича Бурлюка (1882-1967).

Родился 9 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. У него было два брата и три сестры - Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз и Давид всю жизнь проходил со стеклянным левым глазом. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком художника.

Отец будущего художника работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумской, Тамбовской и Тверской. Во время учебы в Тамбовской гимназии Бурлюк познакомился с художником Константиновым и вскоре сам решил стать профессиональным художником.

Учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Именно Одесское училище он и закончил. В 1902 году, после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещал школу Антона Ашбе, а в 1904 начал обучение в мастерской Фернана Кормона в Париже.

Вернувшись в Россию, в 1907 году Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках, вскоре став одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Фактически братья Давид и Владимир Бурлюки стали первыми российскими футуристами. В 1908 году Бурлюк публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи".

С 1911 по 1914 занимался вместе с Владимиром Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем поддерживал его морально и материально. Маяковский считал Бурлюка своим учителем.

"Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая".
Из воспоминаний В. Маяковского

Тогда же Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 году новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства. После посещения в 1918 году Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири.

В августе 1920 года с В.Н. Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма, натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты. К тому времени художник уже был женат. Давид Давидович оказал большое влияние на современную японскую живопись, и историки искусства считают его одним их родоначальников японского футуризма. За два года пребывания в Японии он написал почти 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.

Осенью 1922 года Бурлюк с семьёй переехал в США. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с "Анонимным обществом", работал в прокоммунистической газете "Русский голос". Совместно с женой, Марией Бурлюк, организовал издательство и выпускал журнал "Color & Rhyme". В 1941 году поселился в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде и основал одноимённую художественную группу.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию. В 1956 и в 1965 годах посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.

Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран - в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём.

"Отец российского футуризма", Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑