140 лет со дня рождения театрального режиссёра, актёра и педагога Евгения Вахтангова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения театрального режиссёра, актёра и педагога Евгения Вахтангова


13 февраля 2023 года исполнилось 140 лет со дня рождения театрального режиссёра, актёра и педагога, основателя и руководителя Студенческой драматической студии Евгения Богратионовича (при рождении Багратионович) Вахтангова (1883 - 1922).

Родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в семье табачного фабриканта.

В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет. На втором курсе перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль "Педагоги" по пьесе Отто Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся. В 1906 году организовал драматический кружок студентов университета.

В 1909 году Евгений Вахтангов поступил в театральную школу Александра Адашева (его учителями были Леопольд Сулержицкий, Василий Лужский, Василий Качалов).

С 1911 года - принят в число сотрудников Московского Художественного театра (МХТ; 1919–2004 годы - академический, МХАТ). Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства.

В том же году Вахтангов приступил к ведению экспериментальных занятий по Cистеме с группой молодежи театра, составившей ядро организованной в 1912 году Первой Студии МХТ (с 1924 – МХАТ II). Он поставил здесь "Праздник мира" (1913) Герхарта Гауптмана, "Потоп" (1915) Хеннига Бергера, "Росмерсхольм" (1918) Генрика Ибсена. Одновременно Вахтангов вел педагогическую работу в ряде других московских театральных школ, руководил любительскими кружками.

В Первой студии Евгений Вахтангов постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем ему стали казаться тесными жесткие рамки системы Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова сформировалось свое понимание театра, он сформулировал его в одном коротком лозунге - "фантастический реализм". Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

Среди молодежных коллективов, где в 1912-1922 годах преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии. Своего помещения у Студии в 1913 году не было, участники собирались каждый день на новом месте. В 1914 году состоялась премьера пьесы "Усадьба Ланиных" Бориса Зайцева. Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда ее стали называть - "Мансуровской"). С 1917 года - Московская драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова. 13 сентября 1920 года Студия Е. Б. Вахтангова была принята в состав Художественного театра под именем его Третьей студии. 13 ноября 1921 года открылся постоянный театр Третьей студии МХАТ. С 1926 года - Театр имени Евгения Вахтангова.

В каждой из постановок - "Чудо Святого Антония" (1921, вторая редакция, Третья Студия), чеховская "Свадьба" (1920, Третья Студия), "Эрик XIV" Августа Стриндберга (1921, Первая Студия) - с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в "Гадибуке" Семена Анского (1922, студия "Габима").

По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци Вахтангов, уже незадолго до смерти, ставил "Принцессу Турандот". Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами. Злободневную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры - полемики, споров или диалогов героев друг с другом.

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.

После первого репетиционного прогона "Принцессы Турандот" Станиславский сказал своему ученику, что тот может заснуть победителем. 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер, не дожив нескольких недель до премьеры спектакля.

Ему принадлежит уникальное достижение в истории театра. Вахтангов поставил два спектакля, которые не только пережили их создателя, но побили всевозможные рекорды театральных постановок-долгожителей. "Гадибук" в театре "Габима" шёл более 40 лет, вплоть до середины 1960-х годов "Принцесса Турандот" в театре имени Вахтангова - ещё дольше, вплоть до 2006 года.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑