140 лет со дня рождения театрального художника, графика, сценографа Натальи Гончаровой
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения театрального художника, графика, сценографа Натальи Гончаровой


3 июля 2021 года исполнилось 140 лет со дня рождения театрального художника, графика, сценографа, книжного иллюстратора Натальи Сергеевны Гончаровой (1881 - 1962).

Происходила из знатного дворянского рода, двоюродная правнучка жены А. С. Пушкина Н. Н. Гончаровой.

Творчество художницы находится на стыке различных стилей: от архаичного искусства, иконописи и народного лубка до импрессионизма, кубизма и примитивизма. С 1909 года работала как художник театра (спектакль "Свадьба Зобеиды" Г. Гофмансталя в частной студии К. Крафта в Москве). Оформила балет "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (1913), спектакль "Веер" К. Гольдони для Камерного театра в Москве (1915).

В 1911-1915 год активно занималась также прикладным искусством - создавала панно, скульптуры, декоративные фризы для частных московских особняков.

Иллюстрировала сборники футуристов, произведения А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова, К. А. Большакова, С. П. Боброва. Издала литографированный альбом "Мистические образы войны" (1914).

В 1915 году была приглашена Дягилевым работать в качестве художника "Русских сезонов" и покинула Россию. В 1915-1918 годах жила в Швейцарии, Италии, Испании, Франции, с 1918 года поселилась в Париже. Для дягилевской антрепризы создала оформление балетов "Русские сказки" А. К. Лядова, "Испания" М. Равеля, "Триана" Д`Альбени, "Шарф Коломбины" Г. Гофмансталя, "Ночь на Лысой горе" М. П. Мусоргского, "Свадебка", "Жар-птица" И. Ф. Стравинского.

За рубежом продолжала активно заниматься станковой живописью и графикой. Издала альбом пошуаров "Театральный портреты" (1915-1916). Принимала участие в выставках русского искусства за рубежом, международных выставках в Риме (1923), Дрездене (1926), Бордо (1927).

Гончарову критиковали за использование авангардных техник в изображении религиозных сюжетов. Вместе с мужем художником Михаилом Ларионовым она разрабатывала оригинальную художественную теорию "лучизма".

В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна "космического цикла".

Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки.

Сегодня её работы считаются шедеврами и наследием русской культуры. Картины Гончаровой представлены во многих музейных собраниях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Центре Жоржа Помпиду в Париже и других.

Поэзия для художницы была увлечением всей жизни, о чем свидетельствует беспрестанный интерес к творчеству современных ей поэтов: Марины Цветаевой, Константина Бальмонта, Тихона Чурилина, Владимира Маяковского и других; любовь к стихам Пушкина. Она создавала иллюстрации к сборникам стихов и поэмам ("Весна после смерти" Т. Чурилина, "Молодец" М. Цветаевой, "Сказка о царе Салтане" А. Пушкина, "Прозрачные тени. Образы" М. Цетлина и другим).

Поэзия Гончаровой представляется интересным дополнением живописного и графического искусства: в ней прослеживается развитие ключевых тем, разрабатываются образы, особенно в "природных", религиозных и философских стихах, стихах-воспоминаниях о России.

18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой "Сбор яблок" (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.

2 февраля 2010 года на торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой "Испанка" (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑