145 лет со дня рождения французского писателя, поэта, критика, журналиста Гийома Аполлинера
26 августа 2025 года - 145 лет со дня рождения французского писателя, поэта, критика, журналиста Гийома Аполлинера (1880-1918).
Один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.
Издал новаторские сборники стихов "Алкоголи" (1913) и "Каллиграммы" (1918), сборник новелл "Убитый поэт" (1916). Вокруг него сформировался кружок поэтов-сюрреалистов, причём именно Аполлинер стал автором термина "сюрреализм".
Настоящее имя - Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий де Вонж-Костровицкий. Мать Аполлинера - польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Беларусь). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно.
Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канн и Ниццы, в 1899 году переехал с матерью в Париж. Специального образования не получил. В молодости Аполлинер некоторое время жил в Бельгии, где овладел валлонским языком достаточно хорошо, чтобы писать стихи, некоторые из которых сохранились.
В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён - Вильгельм и Аполлинарий (это имя носил также его дед). Основал ряд журналов, в том числе "Эзопов пир" (1904). В 1910-е активный публицист: хроникёр в "Меркюр де Франс", критик в "Пари-журналь"; в 1912-1913 годах с Андре Билли редактировал журнал "Суаре де Пари", писал о современной живописи: "Художники-кубисты" (1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо.
В 1907 году познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 года состоял с ней в любовной связи.
Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием "Новый дух". Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати "Парад", созданный "Русским балетом" в сотрудничестве с Пикассо, аполлинеровский "Новый дух" на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.
Его творчество оказало глубокое воздействие на формирование эстетики авангардизма.
Художественная проза Аполлинера отличается стилистическим мастерством и часто носит оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман "Одиннадцать тысяч палок" (1907), повести "Рим под властью Борджиа" (1913), "Конец Вавилона" (1914), "Три Дон Жуана" (1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия "Мэтры любви" (1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 году он составил каталог "Преисподняя Национальной Библиотеки".
Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов "Бестиарий, или кортеж Орфея" (1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией.
В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник "Алкоголи". Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы).
В 1916 году вышел сборник новелл "Убиенный поэт", открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник "лирических идеограмм" "Каллиграммы", отчасти предвосхищающий "автоматическое письмо" сюрреалистов, а также - провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический "Манифест пиктопоэзии".
В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами, - Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин "сюрреализм" принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его "сюрреалистическая драма" "Сосцы Тиресия", где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.
В 1914 году Аполлинер ушёл добровольцем на фронт. 17 марта 1916 года был ранен в голову осколком снаряда, в мае перенёс трепанацию черепа. 2 мая 1918 года он женился на Эмме Луизе (Жаклин) Кольб. Осенью 1918 года Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии.