145 лет со дня рождения русской и американской актрисы, продюсера и сценаристки Аллы Назимовой
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

145 лет со дня рождения русской и американской актрисы, продюсера и сценаристки Аллы Назимовой


3 июня 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русской и американской кино- и театральной актрисы, продюсера и сценаристки Аллы Назимовой (1879 - 1945).

Настоящее имя - Марем-Идес (Аделаида) Яковлевна Левентон. Родилась 2 июня 1879 года в Ялте, была третьим ребёнком в еврейской семье - провизора Якова Абрамовича Левентона и его жены Сары Лейвиевны (Софии Львовны) Горовиц, перебравшихся в Ялту с двумя детьми (Анной и Владимиром) из Кишинёва в 1875 году. В 1887 году родители развелись и Марем-Идес осталась жить с отцом, который в том же году женился вторично. В 1890-1893 годах Аделаида Левентон училась в Ялтинской женской прогимназии.

По окончании прогимназии в 1893 году переехала к семье матери в Одессу, где поступила в гимназию и одновременно в музыкальные классы Одесского отделения Императорского Русского музыкального общества по классу скрипки К. А. Гаврилова. В Одессе в ней впервые пробудился интерес к сцене. Дочери владелицы пансиона, где она поселилась, выступали в местном театре и часто репетировали у неё на глазах. В 1896 году семнадцатилетняя Аделаида уехала в Москву, где под псевдонимом Алла Назимова стала брать уроки у К. С. Станиславского в школе актёрского мастерства при Московском Художественном театре.

Бросив школу, она начала играть в провинциальном театре. В 1899 году вышла замуж за актёра Сергея Головина. Их брак оказался неудачным, они вскоре стали жить порознь. Затем вернулась в МХТ, но уже через год, разочаровавшись в манере преподавания Станиславского, навсегда покинула школу и месяцем позже подписала контракт с Кисловодским театром.

В Костроме, куда она приехала со спектаклем, Назимова познакомилась с легендарным актёром тех лет Павлом Орленевым, близким товарищем Чехова и Горького. Между актёрами вспыхнул бурный роман.

В 1904 году в составе театральной труппы они отправились на гастроли в Европу, где с блеском играли на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Назимову, и вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени.

В феврале 1905 года Назимова и Орленев уехали в Америку и провели на гастролях полтора года, представив публике классические постановки "Царь Федор Иоаннович" по пьесе Толстого, "Евреи" по пьесе Чирикова, спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена. Менеджером труппы в этом турне была известная анархистка Эмма Гольдман.

В мае 1906 года Орленев и остальная часть труппы вернулись в Россию. Назимова же осталась в США и подписала контракт с легендарным театральным продюсером Ли Шубертом. Чтобы добиться признания за океаном, Алле необходимо было выучить язык, и она начала брать уроки английского у Каролины Харрис. Будучи матерью-одиночкой, Харрис часто приводила на занятия своего сына Дикки, будущего актёра Ричарда Бартельмеса. В 1916 году благодаря протекции Назимовой он вместе с нею дебютировал в кино в фильме "Невесты войны".

На протяжении следующих нескольких лет Назимова активно играла на подмостках Бродвея и добилась большой популярности. В 1915 году она сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле "Невесты войны" - истории о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне двоих братьев, стала организовывать антивоенные акции протеста, в результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Талантливая игра актрисы привлекла внимание продюсера Льюиса Селзника. Он захотел снять фильм по мотивам пьесы. В 1916 году, когда актрисе было уже тридцать семь лет, состоялся её дебют в кино.

Популярность фильма обеспечила Назимовой пятилетний контракт на невероятно выгодных условиях с "Metro Pictures", которая в 1924 году слилась с "Goldwyn Pictures" и превратилась во всемирно известную студию "Metro-Goldwyn-Mayer". Кинокомпания предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю - на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, - и право самостоятельно выбирать режиссёра, сценарий и партнера для фильмов.

В 1918 году Назимова, не прекращая играть в театре, снялась в главных ролях в мелодрамах "Чудесное явление", "Игрушки судьбы" и "Око за око", и во всех трёх картинах неизменным партнером актрисы становился её любовник Чарльз Бриант. В последнем фильме, где она сыграла влюбленную во французского офицера дочь арабского шейха, Назимова помимо прочего выступила в качестве продюсера и сорежиссёра Альбера Капеллани. Два её следующих фильма, драмы 1919 года "Из тумана" и "Красный фонарь", вновь срежиссированные Капеллани, снискали не меньший успех, однако фильм "Непоседа" был принят более прохладно, и актриса впервые почувствовала вкус неудачи.

Назимова продолжала работать и после роли танцовщицы-француженки в мелодраме 1920 года "Сильнее смерти", которая с успехом прошла в кинотеатрах, частично восстановила своё положение. Однако качество её картин понижалось, и в начале 1920-х она скатилась с четвёртого на двадцатое место в рейтинге популярных актёров журнала "Photoplay".

В 1920 году на экраны вышла её первая комедия "Миллиарды", снятая по сценарию Брианта. Художником по костюмам и декоратором фильма выступила Наташа Рамбова, подруга Аллы и будущая жена киноидола 1920-х Рудольфа Валентино. В 1921 году Назимова снялась вместе с Валентино в экранизации романа "Дама с камелиями" Александра Дюма.

После мелодрамы 1922 года "Кукольный дом" по пьесе Генрика Ибсена Назимова приняла участие в одном из самых известных своих фильмов - экзотической драме "Саломея" (1923) по пьесе Оскара Уайльда. Режиссёром фильма стал Бриант, декорациями и костюмами вновь занималась Наташа Рамбова, а Назимова не только исполнила скандальную роль Саломеи, но и сама написала сценарий, спродюсировала и вложила в его производство собственные средства. Все это не спасло фильм от грандиозного провала в прокате, как в Америке, так и в Европе.

Так как репутация Назимовой как киноактрисы была испорчена, она вернулась в театр. Примечательно, что именно её выступление в спектакле по пьесе Ибсена "Привидения" (1936) вдохновило Теннесси Уильямса стать писателем (а тремя десятилетиями ранее её игра восхищала другого выдающегося драматурга, Юджина О’Нила). Время от времени она продолжала сниматься в кино - в 1924 году появилась в картине "Уличная Мадонна", затем в 1925 году снялась в драме "Мой сын" и низкобюджетном фильме "Искуплённый грех".

На сцене театра Алле продолжала сопутствовать слава, а на киноэкраны актриса вернулась только в начале 1940-х годов , сыграв после пятнадцатилетнего перерыва в пяти картинах: "Побег", "Кровь и песок", "В наши дни", "Мост короля Людовика Святого" и "С тех пор как вы ушли".

Алла Назимова скончалась в Лос-Анджелесском госпитале добрых самаритян от тромбоза венечных сосудов 13 июля 1945 года. Актрисе было 66 лет.

Она оставила потомкам неопубликованную книгу воспоминаний и три десятка фильмов.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑