150 лет со дня рождения французского режиссёра, сценаристки и продюсера Алис Ги-Блаше
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

150 лет со дня рождения французского режиссёра, сценаристки и продюсера Алис Ги-Блаше


1 июля 2023 года исполнится 150 лет со дня рождения французского режиссёра, сценаристки и продюсера Алис Ги-Блаше (1873 - 1968).

Одна из первых режиссёров в истории кинематографа, первая женщина-режиссёр, продюсер, основательница и президент собственной кинокомпании. Считается автором первого фантастического фильма-феерии.

Алис Ида Антуанетта Ги родилась 1 июля 1873 года в городе Сен-Манде, недалеко от Парижа. После окончания курсов стенографии работала секретарём французского кинопромышленника Леона Гомона. В 1896 году она предложила себя в качестве режиссёра постановочных фильмов компании "Gaumont", на базе которой ранее снимались только хронико-документальные картины.

Она становится первой женщиной-кинорежиссёром в истории кинематографа. Согласно мемуарам Алис Ги, в первые месяцы 1896 года, она написала сценарий, сняла и срежиссировала свой первый художественный фильм "Капустная фея, или рождение детей" продолжительность которого составляет стандартную на то время одну минуту. Сюжет её основывается на распространённой французской легенде о том, что мальчики появляются на свет в капусте, а девочки в кустах роз.

Действие происходит на огороде, где молодая дама (Ивонн Мюнье-Серан) склоняется над капустными кочанами и волшебным образом достаёт из них малышей, которых должны получить счастливые родители. Достав двух "новорождённых" она сажает их на землю, а третий малыш является куклой - своего рода "заготовка" будущего ребёнка, которая ещё не до конца созрела.

В 1902 году она сняла ремейк под названием "Первоклассная акушерка", который позднее ошибочно принимали за оригинал. Кроме того к этому сюжету неоднократно обращались и другие режиссёры. Картина пользовалась значительной популярностью.

На протяжении десяти лет начиная с 1897 года является руководительницей производства и ведущим режиссёром подавляющего большинства повествовательных картин фирмы. В этот период она экспериментировала с техникой съёмки, синхронизацией звука и изображения, цветом, монтажом.

В 1902 году Гомон представляет синхронизированную систему звука, получившую название хронофон. Первые попытки объединить фонограф с киноаппаратом были предприняты ещё в 1894 году Томасом Эдисоном, создавшим кинетофонограф. Считается, что его помощник Уильям Диксон ещё в 1891 году создал первый звуковой киноролик "Приветствие Диксона", что впрочем оспаривается некоторыми исследователями, которые относят создание первого фильма сопровождающегося звуком на несколько лет позже.

Алис Ги начинает создавать фильмы с использованием системы хронофона, что, по мнению некоторых киноведов, делает её первой в истории постановщиком, который начал снимать звуковое кино. В период между 1902 и 1907 годами она снимает несколько сотен таких лент.

В 1905 году поставила фильм "Эсмеральда", который считается первой киноадаптацией романа Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери". Авторство Ги на этот фильм было доказано позднейшими исследователями и про него положительно отзывался историк кино Жорж Садуль, по наблюдению которого, одна из мизансцен из этой ленты неизменно присутствовала во всех последующих экранизациях книги вплоть до 1938 года.

В 1906 году сняла свой первый полнометражный художественный фильм "Жизнь Христа", обладающий большим производственным бюджетом , в котором было задействовано около 300 участников массовки. Она также экспериментирует с синхронизацией изображения и звука, снимая одноминутные звуковые ленты, а также с цветом ("Цветочная фея").

Благодаря её деятельности и участию смогли утвердиться в кинематографе такие крупные фигуры французского кино как Викторен Жассе, Луи Фейад и Фернан Зекка.

В 1906 году Алис Ги снимает на севере Франции фильм "Мирей" по одноимённой опере Шарля Гуно. В связи с тем, что её постоянный оператор Анатоль Тибервиль заболел, она приглашает на эту должность Эрбера Блаше, с которым у неё возникают отношения, и со съёмок они возвращаются в Париж помолвленными, а в марте 1907 года вступают в брак.

В 1907 году вместе с мужем она переезжает в Нью-Йорк (США), где Блаше работает в филиале "Гомон", занимаясь продвижением хронофона. С 1907 по 1910 в творческой деятельности Алис Ги наступил перерыв.

Однако в 1910 году она арендует у Гомона часть помещений его нью-йоркской киностудии, и создаёт свою собственную кинопроизводственную компанию "Солакс Компани". Таким образом, она становится первой и единственной в то время в мире женщиной-собственником и президентом кинокомпании. "Солакс" начинает производить по одному трёхчастному фильму в неделю. Алес Ги создаёт сценарии и выступает в качестве режиссёра не менее чем в половине из таких фильмов, а также является супервайзером каждого из них.

Последней её работой является поставленная в 1920 году драма "Запятнанная репутация".

После окончания Первой мировой войны компания обанкротилась, и она вернулась во Францию, где не смогла найти работу в кинематографе, а её вклад в его развитие стал забываться.

В 1947 году её приглашают читать лекции в женских клубах в Швейцарии. Успех этих и других публичных выступлений вдохновляет её на написание собственных мемуаров.

Признание её заслуг произошло лишь в 1950-е годы, после чего ей были посвящены целый ряд книг и документальных фильмов.

В 1955 году в знак признания её заслуг её награждают орденом Почётного легиона.

В 1963 году Виктор Баши взял у неё интервью, после чего опубликовал её биографию.

В 1964 году Алис Ги вернулась в Соединённые Штаты, где жила со своей единственной дочерью Симоной. 24 марта 1968 года, в возрасте 94 лет, Ги скончалась в доме престарелых в Нью-Джерси.

В 1976 году вышла книга её мемуаров "Автобиография первооткрывательницы французского кино".

По некоторым данным с 1896 по 1920 годы она сняла более 1000 фильмов, 22 из которых - полнометражные. В числе первых из уцелевших её фильмов пятнадцать были обнаружены в 1999 году старьёвщиком, который продал их коллекционерам, и они стали объектом исследования киноведов.

В 2017 году была учреждена ежегодная премия Алис Ги, которой награждаются женщины-режиссёры.

В 2018 году в рамках Каннского кинофестиваля был показан документальный фильм "Будь естественным: Нерассказанная история Алис Ги-Блаше", снятый режиссёром Памелой Б. Грин и спродюсированный Джоди Фостер.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑