150 лет со дня рождения писательницы и драматурга Ольги Форш
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

150 лет со дня рождения писательницы и драматурга Ольги Форш


28 мая 2023 года исполнится 150 лет со дня рождения писательницы и драматурга Ольги Дмитриевны Форш (1873 - 1961).

Известна в основном как автор исторических романов, рисующих революционно-демократическую борьбу в России на примерах выдающихся личностей.

Урождённая Комарова. Родилась 28 мая 1873 год в Гунибе (ныне Дагестан). В 1881 году Ольгу отдали в Ольгинскую гимназию Ставрополя и Московский Николаевский сиротский институт (1884-1891). Вначале Ольгу привлекала карьера художницы, и она училась в художественных мастерских Киева, Одессы и Санкт-Петербурга.

В 1895 году Ольга Комарова становится женой Бориса Эдуардовича Форша, сына генерал-лейтенанта Э. И. Форша, руководившего Корпусом военных топографов.

Ольга Форш стала печатать свои произведения в 1907 году. Первый удачный рассказ "Был генерал" (1908) напечатан в журнале "Русская мысль". В ранних произведениях: повести "Рыцарь из Нюрнберга" (1908), незавершённом романе "Дети земли" (1910, переработан в рассказ "Богдан Суховской", 1928) - определился интеллектуализм прозы Форш, характерные черты её героя: неудовлетворённость действительностью и духовные поиски. В этот период увлекалась теософией, ездила в Париж брать уроки магии у Папюса.

В 1918 году переехала в Москву, в мае 1919 года была командирована во Всеукриздат в Киеве, после смерти мужа в 1920 году вернулась в Петроград, поселилась в Доме искусств.

Истории революционной мысли и движения в России посвящены романы Форш: "Одеты камнем" (1924-1925) о судьбе революционера М. С. Бейдемана; "Горячий цех" (1926) о революции 1905-1907; "Радищев" (ч. 1 - "Якобинский заквас", 1932; ч. 2 - "Казанская помещица", 1935; ч. 3 - "Пагубная книга", 1939), "Первенцы свободы" (1950-1953) о декабристах. Судьба творческой личности в условиях деспотического режима изображена в романах "Современники" (1926) о Н. В. Гоголе и А. А. Иванове и "Михайловский замок" (1946) о трёх поколениях русских зодчих (В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, К. И. Росси).

В художественно-мемуарных книгах "Сумасшедший корабль" (1930) и "Ворон" ("Символисты", 1933) писательница рисует жизнь петроградской художественной интеллигенции двух первых десятилетий XX века, создаёт портреты современников (М. Горький, А. А. Блок, Ф. Сологуб и др.). Эта оригинальная дилогия о модернистах - плод художественной обработки реальных происшествий, свидетелями которых была Форш. Обе книги подвергались нападкам со стороны пролетарской критики и долгое время не переиздавались.

На склоне лет Ольга Форш пользовалась заслуженным почтением со стороны коллег; её произведения часто переиздавались многомиллионными тиражами. После перестройки её имя было забыто не только в литературных, но и в читательских кругах.

Форш принадлежат также рассказы, изображающие предреволюционный быт города и деревни, книги сатирических рассказов на зарубежные темы, киносценарии, пьесы.

Произведения писательницы переведены на языки народов СССР и иностранные языки.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑