150 лет со дня рождения российского и грузинского режиссёра театра и кино Константина Марджанова (Котэ Марджанишвили)
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

150 лет со дня рождения российского и грузинского режиссёра театра и кино Константина Марджанова (Котэ Марджанишвили)


9 июня 2022 года исполнится 150 лет со дня рождения российского и грузинского режиссёра театра и кино, основоположника грузинского театра Константина Александровича Марджанова (1872 - 1933).

Настоящее имя - Котэ Марджанишвили.

Родился 9 июня 1872 года в местечке Кварели (ныне город в Грузии). Сценическую деятельность начал в 1893 году как актёр Кутаисского театра. В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли царя Ираклия II в пьесе "Патара Кахи" Акакия Церетели.

С 1897 года служил в русских театрах. В 1901 году на сцене Вятского театра поставил свой первый спектакль - "Дядю Ваню" А. П. Чехова.

В 1910-1913 годах работал в Московском Художественном театре, с которым его сближали принципы высокой идейности репертуара, реализма в актёрском искусстве. В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912), принимал участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910).

Время после первой русской революции было для российской культуры временем поиска новых форм работы, интересных экспериментов и открытий, которые официозные советские критики нередко третировали как "формализм". Этот процесс не оставил в стороне и Марджанова, который стремился осуществить идею синтетического театрального искусства и воспитать разносторонних актёров, выступающих в опере, оперетте, драме и пантомиме. Видимо, в это время оформилось и стремление к большей зрелищности, приподнятости и вдохновенности театрального искусства.

В 1910-х годах возникает форма драматической пантомимы, на что Марджанов откликнулся постановкой пантомимы "Слезы".

В 1913 году в Москве Марджанов с антрепренёром В. В. Суходольским создал Свободный театр, который просуществовав всего один сезон, но был настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно вписался в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства.

В труппу театра входили актёры А. Г. Коонен, О. А. Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. В театре в то время работали художники К. А. Сомов, В. А. Симов, А. А. Арапов. На сцене этого театра Марджанов поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха. Он руководил также постановкой и других спектаклей. В Свободном театре начал свой творческий путь выдающийся режиссёр Александр Яковлевич Таиров, где он поставил спектакль "Жёлтая кофта" Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера (музыка Донаньи, 1913). В театре работал и выдающийся режиссёр Александр Акимович Санин. Значительным событием культурной жизни стала осуществленная им постановка 8 октября 1913 года неоконченной М. П. Мусоргским комедийной оперы "Сорочинская ярмарка" (либретто композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова, по повести Н. В. Гоголя. Музыкальный материал в редакции А. К. Лядова, В. Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова ("Ночь на Лысой горе") частично досочинён Ю. С. Сахновским.) В спектакль были вмонтированы фрагменты гоголевского текста.

Финансовые обстоятельства и конфликт Марджанова с антрепренёром В. В. Суходольским привели к закрытию "Свободного театра".

После закрытия Свободного театра Марджанов руководил театром в Ростове-на-Дону (1914-1915), затем театром "Буфф" в Петрограде (1916-1917), и в одном, и другом случаях стремясь осуществить свою идею о театре-празднике.

Октябрьскую революцию Марджанов принял восторженно. Одним из первых он встал в ряды создателей советского театра. В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", им была поставлена оперетта Ф. Легара "Граф Люксембург".

В 1919 году К. Марджанов был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи. Персонажи классических пьес осмысливались в этих спектаклях по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героизмом, бунтарским протестом, готовностью к борьбе во имя больших идей. В 1922 году Марджанишвили вернулся к постановке этой пьесы в Тбилиси, на сцене Театра им. Руставели.

В 1919 году в Киеве им поставлена пьеса "Стенька Разин" поэта и драматурга В. В. Каменского.

Во время пребывания в Киеве К. А. Марджанов преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге".

В 1919 году Марджанов совместно с Ю. Озаровским и Ф. Н. Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Новые монументальные формы народного массового празднества возникли после Октябрьской революции. В июле 1920 года в Петрограде под его руководством с участием режиссёров Н. В. Петрова, С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского и художника Н. И. Альтмана была осуществлена масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие 4 тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45 тысяч.

Государственный театр комической оперы под руководством К. А. Марджанова создан в июне 1920 в Петрограде. Спектакли проходили в зданиях театров Летний "Буфф" на Фонтанке и "Палас-театр". Театр был задуман как музыкально-экспериментальный и стал осуществлять постановки не только комических опер, но и оперетт и драматических спектаклей. На открытии 5 июня 1920 года в Петрограде была поставлена опера Г. Доницетти "Дон Паскуале".

При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр". В 1921 году театр был закрыт.

В 1922 году Марджанишвили вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. Театральная энциклопедия назвала его основоположником и реформатором советского грузинского театра. В грузинском театре в конце XIX - начале XX веков шли сложные и противоречивые процессы становления. Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра им. Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде. Спектакль сыграл важную роль в идейном обновлении грузинского театра. Пьеса Лопе де Вега трактовалась Марджанишвили как революционный, героический спектакль о борьбе крестьян с феодалами. Спектакль служил образцом того, как классическая драматургия может служить решению задач революционной эпохи.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из органичного национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса и обличительно острый "Раздел" Г. Эристави (1923). В 1924 году Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с А. Ахметели. Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности может служить постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство.

Среди нереализованных замыслов этих лет - намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" В. Маяковского.

В 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создаёт новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название 2-го Государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведён в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑