150 лет со дня рождения художницы Анны Остроумовой-Лебедевой
17 мая 2021 года исполнилось 150 лет со дня рождения художницы, гравера и акварелиста, мастера пейзажа Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871 - 1955).
Родилась в Санкт-Петербурге. Дочь директора хозяйственного управления Синода Русской православной церкви П. И. Остроумова, жена известного советского химика, создателя искусственного каучука С. В. Лебедева.
Серьезно заниматься рисованием начала с 14 лет. В 1889-1892 ггодах посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, где её главным преподавателем был В. В. Матэ. В 1892-1900 годах - училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В. В. Матэ, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова. Продолжила образование в Париже.
Художница не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.
Её путь не был простым, занятие гравюрой тогда было непонятным для большинства художников, которые ценили выше всего картины маслом. Да и к гравюре художница пришла далеко не сразу. Только влившись в сообщество "Мир искусства", Анна наконец получила поддержку и понимание.
Успех пришёл к ней далеко не сразу. Она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и во Всероссийской Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создала ряд пронзительных графических образов осаждённого города.
В 1942 году появилась серия "Открытые письма фронту", состоявшая из 9 литографированных открыток. Кроме этого были исполнены литографии "Калинкин мост", "Вазы", "Лебяжья канавка", "Лев на набережной" и другие. В этом же году мастеру было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Гравюра Анны Остроумовой-Лебедевой "Сфинкс" украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой ("Ленинградской") симфонии Д. Шостаковича.
Анна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, а в рейтинге гравёров России первой половины XX века она считается "звездой первой величины". Гравюры художницы находятся в музеях России, Франции, Германии, Чехии. Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.
Успешна была и её деятельность как портретиста - в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.
Уже в зрелом возрасте, когда она пишет свои воспоминания, то отвечает на вопрос о том, как же стать художником и что для этого нужно. Её совет - упорство и трудолюбие.