155 лет со дня рождения французского писателя, прозаика, драматурга и эссеиста Андре Жида
22 ноября 2024 года - 155 лет со дня рождения французского писателя, прозаика, драматурга и эссеиста Андре Жида (1869-1951).
Родился в Париже в состоятельной протестантской семье. Будущий писатель получил вполне пуританское воспитание, которое уже в детстве вызвало у него внутренний протест. В 1880 году умер его отец, и с 11 лет Андре Жид находился на попечении матери и тёток.
Именно в этой среде Андре Жид встретил свою первую любовь - Мадлен Рондо, приходившуюся ему двоюродной сестрой, - и посвятил ей своё первое сочинение, "Записные книжки Андре Вальтера", изданное в 1890 году. В 1891 он сделал кузине предложение, но получил отказ; лишь в 1895 году Мадлен согласилась выйти за него замуж.
"Записные книжки Андре Вальтера" не имели успеха у читателей, но принесли Жиду некоторую известность в литературных кругах и открыли ему двери литературных салонов. Он был представлен Стефану Малларме, мэтру французского символизма, и Полю Валери, который вдохновил его на написание "Трактата о Нарциссе".
Впечатления от путешествий по Африке (1893, 1895) нашли своё отражение в повести "Имморалист", увидевшей свет в 1902 году.
В 1896 году Жид стал мэром Ла-Рока, но продолжал заниматься литературной деятельностью. Внимание критики он впервые привлёк опубликованным в апреле 1897 года сочинением в ритмической прозе, близком к жанру лирического дневника "Яства земные". В следующем году Жид написал драму "Саул". "Яства земные", по популярности затмившие все остальные сочинения Жида, оцениваются специалистами как произведение, оказавшее самое глубокое влияние на умонастроения нескольких поколений французов. Первые пятнадцать книг Жиду пришлось издавать за свой счёт и малыми тиражами; лишь повесть "Тесные врата", изданная в 1909 году, принесла в то время уже сорокалетнему писателю настоящую известность.
В 1911 году Жид написал трактат "Коридон".
Целиком посвятив себя литературе (что позволяло ему отцовское наследство), Жид долгое время не интересовался социальными вопросами, лишь в 1920-х годах его позиция изменилась. После длительного путешествия по Экваториальной Африке он опубликовал две книги - "Путешествие в Конго" (1927) и "Возвращение из Чада" (1928), - в которых выразил своё возмущение порядками, царящими во французских колониях. Книги вызвали скандал и спровоцировали обсуждение в парламенте вопроса о проводимой в колониях политике.
Жид увлёкся поэзией У. Уитмена и философией Ф. Ницше; глубоким и долговременным оказался его интерес к творчеству Ф. М. Достоевского, и сам Жид своими статьями и публичными лекциями, в 1923 году составившими его книгу "Достоевский", немало способствовал популяризации творчества русского писателя во Франции.
Роман Жида "Фальшивомонетчики" (1925) считается самым значительным произведением писателя. Главного героя, писателя Эдуара, автор наделил многими собственными чертами.
В первой половине 1930-х годов Андре Жид, как и многие представители западной интеллигенции, с интересом относился к СССР. Он неоднократно выступал в поддержку СССР, где его причисляли к многочисленным в то время "друзьям СССР". В 1935-1936 годах было издано собрание его сочинений в четырёх томах. Летом 1936 года Жид посетил Советский Союз; всё оказалось не так, как ему представлялось. Своими впечатлениями он поделился в опубликованном в конце того же года очерке "Возвращение из СССР", в котором отметил отсутствие свободы мысли, жёсткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека. Критика вызвала недовольство "друзей СССР", в том числе Ромена Роллана и Лиона Фейхтвангера, написавшего в противовес Жиду книгу "Москва. 1937". Жид ответил критикам гораздо более резким в отношении сталинского режима очерком "Поправки к моему "Возвращению из СССР", изданным в 1937 году. Имя писателя попало в СССР под запрет, его книги не издавались вплоть до "перестройки".
В Тунисе был написан "Тесей", ставший последним крупным произведением писателя. После войны Жид издал книгу эссе "Осенние листья" (1949), но в основном предпочитал иные формы литературной деятельности: переработал для сцены "Процесс" Франца Кафки, выпустил антологию французской поэзии. C 1889 года Жид вёл обстоятельный дневник, который насчитывает более миллиона слов и отражает эволюцию взглядов писателя на протяжении 60 лет его жизни; первый том дневника был издан в 1939 году, третий - за год до смерти писателя.
Творчество Жида оказало значительное влияние на французских писателей предвоенного и послевоенного времени, в том числе на экзистенциалистов, и прежде всего Альбера Камю и Жана-Поля Сартра.
В 1947 году Шведская академия присудила Жиду Нобелевскую премию по литературе "за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью". В том же году он стал почётным доктором Оксфордского университета.
Андре Жид умер в Париже 19 февраля 1951 года.