155 лет со дня рождения русского писателя и драматурга Сергея Найдёнова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

155 лет со дня рождения русского писателя и драматурга Сергея Найдёнова


26 сентября 2023 года исполняется 155 лет со дня рождения русского писателя и драматурга Сергея Александровича Найдёнова (1868 - 1922).

Настоящая фамилия - Алексеев. Родился 26 сентября 1868 года в Казани в купеческой семье. Театром будущий драматург увлёкся уже в юные годы. В 1883 году он даже был исключен из Казанского реального училища за то, что давал "дерзкие" объяснения задержавшему его в театре инспектору. Отказавшись продолжать дело отца, в 1886 году Сергей отправился в Москву и поступил на драматическое отделение филармонического училища, которое окончил в 1889 году по классу А. И. Сумбатова-Южина и О. А. Правдина.

В 1891-1893 годах Сергей Александрович под псевдонимом Рогожин выступал на вторых ролях в провинциальных труппах: в Вологде, Воронеже, Твери, Саратове.

В 1893 году молодой актёр увлёкся религиозно-этическим учением Льва Толстого, покинул сцену и поселился в земледельческой трудовой колонии в Уфимской губернии. Впрочем, это увлечение довольно быстро прошло, и уже в 1897-1898 годах он стал пайщиком артели торговых и страховых агентов. Наблюдения Найдёнова-толстовца, а позже страхового агента подскажут ему темы для первых пьес - "Культурный скит" и "Дыхание весны".

Осенью 1900 года Сергей Александрович переехал в Москву и по просьбе П. Н. Орленева занялся инсценированием "Братьев Карамазовых" Достоевского. Тогда же он решил посвятить себя литературной деятельности.

Дебютными публикациями стали несколько стихотворений в журналах и роман в одной из петербургских газет. К разочарованию автора, все его первые литературные опыты остались не замеченными критиками. Убедившись в том, что на ниве поэзии и прозы успех к нему не приходит, молодой литератор решил посвятить себя драматургии.

В 1901 году в Москве 33-летний Сергей Найдёнов написал свою первую и самую лучшую пьесу - "Дети Ванюшина". Пьеса была построена на автобиографическом материале, - земляк Сергея Найдёнова журналист Н. Шебуев утверждал: "Я знаю всё до мельчайших подробностей о семье Ванюшиных. Ведь ни для кого не тайна, что автор списал с натуры - точнее, со своей семьи". У второстепенных действующих лиц пьесы также были прототипы. В "Детях Ванюшина" наиболее отчётливо проявилась присущая Найдёнову тенденция воплощать социальные проблемы в форме интимной психологической драмы.

Осенью 1901 года Найденов отослал только что законченную пьесу в 2 адреса: 1) в Санкт-Петербург на конкурс театра Литературно-художественного общества, - его пьеса оказалась в числе премированных и, согласно условиям конкурса, была принята к постановке в театре общества; 2) в Москву в театр Фёдора Корша.

10 декабря 1901 года в Санкт-Петербурге в частном театре Литературно-художественного общества состоялась премьера пьесы "Дети Ванюшина" в постановке Е. Карпова. Пьеса никому не известного автора собрала примерно половину зрительного зала, однако те, кто пришли, не были разочарованы. Одобрительные хлопки после первого действия сменились после второго бурными аплодисментами и дружными вызовами автора.

14 декабря 1901 года состоялась премьера пьесы и в частном театре Фёдора Корша в Москве. Эта постановка стала значительным событием в истории дореволюционного театра.

В дальнейшем "Дети Ванюшина" ставились во многих городах страны; 11 января 1903 года Общество русских драматических писателей присудило Сергею Найдёнову за его пьесу премию имени А. С. Грибоедова.

В 1907 году Найдёнов написал новый вариант 4-го акта пьесы, в котором старик Ванюшин не кончал в отчаянии жизнь самоубийством, а отселялся в верхние помещения своим лишенным сантиментов сыном, ставшим полновластным хозяином дома.

В 1902 году Найдёнов вошёл в организованный Н. Д. Телешовым кружок прогрессивных писателей "Московская литературная среда", тогда же он сблизился с А. П. Чеховым, И. А. Буниным и особенно М. Горьким. Найдёнов начал печататься в издательстве "Знание"; именно там в 1904 году вышел сборник его пьес.

В 1903 году одна за другой появились три пьесы Найдёнова: "Номер тринадцатый" и "Богатый человек", в том же году поставленные в Театре Корша, а также "Блудный сын", принятый к постановке Художественным театром. В пьесах "Номер тринадцатый" и "Блудный сын" чувствуется влияние Чехова: автор рисует страдания и беды "маленького человека" в капиталистическом обществе. Драма "Богатый человек", показывающая нравственную ущербность дельца-миллионера, выдержана в стиле А. Островского.

Из пьес 1904-1907 годов выделяются "Авдотьина жизнь" (1904), получившая высокую оценку М. Горького, и романтическая драма "Стены" (1907), в которой, однако, центральный образ - юной революционерки, получился схематичным и уступает в яркости второстепенным персонажам.

Всем пьесам Найдёнова, созданным до Первой мировой войны, присущи динамичность в развитии конфликта, тонкость и лаконизм психологических характеристик, живость диалога. Автор пытается соединить принципы "театра Островского" и "театра Чехова". Позже Найдёнов напишет, что он занимался "сочинительством героев жизни".

В 1909 году у Найдёнова обнаружили туберкулёз лёгких, и по совету врачей он поселился в Ялте. Здесь он провёл последние годы жизни. Несмотря на болезнь, Найдёнов продолжал сочинять пьесы, принимал активное участие в культурной жизни города. В его доме бывали А. М. Горький, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов и многие другие писатели и артисты. Вместе с женой - актрисой И. И. Мальской - он организовал в Ялте драматическую труппу. Найдёнов был одним из учредителей "Российского общества по изучению Крыма".

В этот период написаны, в частности, мещанская комедия "Хорошенькая" (1907), психологическая драма "Роман тёти Ани" (1912), пьеса о жизни артистической богемы "Жертвы нашего времени (Безбытники)" (1917; в новой редакции - "Полотняное небо", 1919). Особенно удалась драматургу пьеса "Работница" (1915), создававшая крупный характер женщины-врача.

Октябрьскую революцию Найдёнов приветствовал. В 1921 году он создал хронику "Москва. Сцены из московской жизни 1905 года" - первую советскую пьесу о Революции 1905-1907 годов. В ней изображены массовые революционные собрания, показано отношение различных социальных слоев к Манифесту 17 октября, сделана попытка создать образ большевистского руководителя. В 1922 году, незадолго до смерти Найдёнов заканчивает историко-революционную драму "Неугасимый свет" (1922), в которой очень восторженно отзывался об Октябрьской революции, придавая ей некий сакральный смысл.

Умер 5 декабря 1922 года в Ялте.

После смерти Найдёнова его ялтинская квартира, благодаря стараниям жены и поддержке общественности, была превращена в музей. До Великой Отечественной войны он был одной из достопримечательностей Ялты. Его посещали во время приезда многие советские писатели, артисты. Неоднократно здесь бывали А. В. Луначарский и Н. А. Семашко, которые всячески поддерживали музей.

В период немецкой оккупации Крыма много ценных экспонатов музея было расхищено. Те, которые удалось сохранить, переданы литературному филиалу Ялтинского краеведческого музея, где находятся в настоящее время.

Первая экранизация пьесы Сергея Найдёнова "Дети Ванюшина" была осуществлена Яковом Протазановым в 1915 году. В главных ролях Иван Мозжухин и Вера Холодная.

В 1973 году режиссер Евгений Ташков снял фильм "Дети Ванюшина" с участием Бориса Андреева, Нины Зорской, Александра Кайдановского, Людмилы Гурченко, Елены Соловей, Виктора Павлова, Валентины Серовой и других.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑