155 лет со дня рождения венгерского и австрийского композитора, дирижёра Франца Легара
30 апреля 2025 года исполняется 155 лет со дня рождения венгерского и австрийского композитора, дирижёра Франца Легара (1870 - 1948).
Он родился в небольшом придунайском городе Коморн на самом юге Словакии, рядом с венгерской границей, который и сегодня поделен между этими двумя странами, а тогда все это было единой Австро-Венгрией, так что мальчик с детства ощущал себя представителем сразу нескольких национальностей и владел разными языками.
Отец Франца, военный капельмейстер, назвал сына в честь себя. Его первенец пошел по стопам родителя и тоже стал музыкантом. Более того, звание военного дирижера ему присваивают уже в 20 лет, и он становится самым молодым полковым маэстро в стране. Но до этого была еще Пражская консерватория, где юноша учился у чешских профессоров Бенневица, Фибиха, Дворжака. Последний и советует студенту оставить скрипку и заняться композицией.
Работая в различных провинциальных оркестрах и театрах, Франц начинает сочинять небольшие пьесы, марши, вальсы, даже оперы, но его все же больше привлекает оперетта. Этому способствует и переезд молодого автора в столицу империи Вену, родину этого музыкально-театрального жанра, который к тому времени остается без своих основоположников Зуппе, Целлера, Штрауса, покинувших этот мир на рубеже веков. И Легар с успехом продолжает их дело, внеся в него свой огромный неповторимый вклад.
Первые же его оперетты - "Кукушка", "Венские женщины", "Решетник" и другие обращают на себя внимание публики, свидетельствуя о появлении нового яркого таланта.
Но подлинным триумфом композитора становится написанная им по пьесе либреттистов оперы Ж. Бизе "Кармен" Мельяка и Галеви "Веселая вдова". После создания этого произведения композитор обрёл мировую славу, получил множество наград и орденов. Оперетта переводилась на 10 языков. Существуют также многочисленные экранизации и балет. Ее премьера под управлением автора проходит на сцене знаменитого театра "Ан дер Вин".
Здесь же затем будут поставлены почти все остальные оперетты Легара - "Граф Люксембург", "Ева", "Страна улыбок" и другие. Для них характерны сочетание напевности и мелодичности музыкального материала с опорой на танцевальные и песенные жанры, серьезность и глубина в характеристике персонажей, сближающая их с героями опер, использование лейтмотивов и других симфонических приемов, позволяющих облагородить действие, заставить зрителя не только смеяться, но и переживать происходящее на сцене.
Именно стремление Легара к облагораживанию жанра привело к появлению нового направления - неовенской оперетты, где на смену сатире и буффонаде пришли драматизм и смысловая нагрузка. Композитор был убеждён, что "зритель должен переживать, а не слушать откровенные глупости". Эти черты, внесенные Легаром в новую венскую оперетту, вслед за ним разовьют его последователи - Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.
Сам он достигает небывалой славы и всеобщего почета еще при жизни, особенно после Первой мировой войны. Так, в канун его 60-летия только в театрах Берлина одновременно идут сразу 9 его спектаклей, а в день этого юбилея по всей стране целый час по радио звучит его музыка. Такой успех не снижается и после аншлюса Австрии и Германии, несмотря на то, что действие некоторых легаровских оперетт происходит и в России, и в Китае, и даже в цыганском таборе, а жена Легара - еврейка постоянно вызывает подозрение у фашистских властей. И все же ей удается избежать ареста благодаря влиянию и авторитету супруга.
Свои последние дни чета Легаров проводит вдали от столичного шума, в живописном горном местечке Бад-Ишль, среди склонов Восточных Альп. Там же они и уходят из жизни с разницей в год - сначала она, потом он. Теперь в этом доме - музей, посвященный жизни и творчеству композитора, а во время его похорон по просьбе самого Легара звучала сочиненная им в 1926 году песня о Волге из оперетты "Царевич", входившая в репертуар Николая Гедды, Ивана Реброва и других известных певцов.