160 лет со дня рождения французского поэта и писателя Анри де Ренье
28 декабря 2024 года исполнится 160 лет со дня рождения французского поэта и писателя Анри де Ренье (1864 - 1936).
Родился 28 декабря 1864 года в нормандском городке Гонфлере, где его отец служил таможенным инспектором. Со стороны отца род Ренье происходит из области Тьераш, подле Пикардии, со стороны матери - из Бургундии. Свои первые детские впечатления Ренье передал с тонкой непосредственностью, не маскируя их личный характер вымышленным именем, в "Белом клевере" (сборник "Оттенки времени").
В 1871 году семья перебралась в Париж, где отец получил должность налогового инспектора, и там, едва достигши десяти лет, мальчик был отдан в коллеж Станислас (1874). Еще на школьной скамье Ренье начал писать стихи, первые из которых относятся к его четырнадцатилетнему возрасту. Помимо мелкой лирики, юный поэт начал работу над большой поэмой "Любовь к добродетели". Школьные сочинения Ренье не встречали особенного одобрения со стороны учителей. В эти юношеские годы Ренье, конечно, очень увлекался чтением, носившим весьма беспорядочный характер; особенное предпочтение, однако, он оказывал Гюго, Мюссе, Флоберу и трагикам XVIII века - Вольтеру, Кребильону-отцу.
По окончании коллежа, сдав экзамен на бакалавра в 1883 году, Ренье поступил на юридический факультет. Следуя желанию родителей, Ренье одно время помышлял о дипломатической карьере, но вскоре влечение к литературной деятельности победило.
Первые появившиеся в свет стихи Ренье подписаны псевдонимом Гюг Виньи, свидетельствующим об увлечении начинающего поэта Виктором Гюго и Альфредом де Виньи. Они были напечатаны в журнале "Lutece" - самом раннем из тех боевых маленьких изданий, вокруг которых группировались представители символизма. Одновременно Ренье вступает в общение с признанными поэтическими вождями того времени. Сделавшись завсегдатаем знаменитых "вторников" Маларме, Ренье в течение десяти лет занимал на них второе место после хозяина. Влияние Маларме чувствуется в первой книге его стихов, выпущенной в 1885 году под собственным именем, "Les Lendemains".
За первым сборником стихов последовали другие: "Apaisement" (1886), "Sites" (1887), "Episodes" (1888).
В десятилетие с середины 80-х до середины 90-х годов творчество Ренье протекает под знаком символизма. Он продолжает деятельно сотрудничать в разных, быстро друг друга сменяющих литературных журналах, где объединяются представители новой школы: Лафорг, Верлен, Рембо, Кан, Самен, Вьеле-Гриффен.
Ренье выпускает в свет отдельные книжки стихов - "Poemes anciens et romanesques" (1890), "Tel qu'en songe" (1892), "Arethuse" (1895) и некоторые другие, вошедшие затем в обширные его сборники: "Poemes, 1887-1892" (1895), "Les jeux rustiques et divins" (1897), "Premiers Poemes" (1899).
В 1899 году Ренье был присужден Французской Академией приз имени Вите, в 1910-м он получил орден Почетного Легиона и был избран членом Французской Академии.
Кроме стихов, Ренье написал также большое количество романов и новелл, в которых показал себя блестящим стилистом и таким же эстетом и стилизатором, как и в своем поэтическом творчестве. Самые значительные из его прозаических произведений: "Яшмовая трость", "Дважды любимая", "По прихоти короля", "Полуночная свадьба", "Амфисбена" (1912), "Провинциальное развлечение". Почти вся проза Ренье (за исключением критических этюдов) издана на русском языке в добротных переводах издательства "Academia" (1922-1927).
В 1911 году избран членом Французской академии. Музыку на стихи Ренье писали Морис Равель, Габриэль Форе, Рейнальдо Ан, Альбер Руссель и другие. В 1931 году фильм по новелле Анри де Ренье "Несчастная красавица" снял Ясудзиро Одзу.
В России пропагандистом Ренье, переводчиком его поэзии и прозы был Максимилиан Волошин, его творчеством интересовался Михаил Кузмин. Его стихи переводили Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Илья Эренбург, Бенедикт Лившиц, Всеволод Рождественский, Вильгельм Левик, Роман Дубровкин и др.
Афоризмы Анри де Ренье:
- Одиночество возможно лишь в ранней молодости - когда впереди у тебя все мечты, и в поздней старости - когда позади у тебя все воспоминания.
- Коварство - форма зловредности тактичных людей.
- Женщины способны на все, мужчины - на все остальное.
- Сначала трижды подумай, а потом промолчи.
- Любовь - это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
- Мужчины умеют ненавидеть, женщины - только испытывать отвращение. Последнее гораздо страшнее.
- Женщины в основном помнят только тех мужчин, которые заставляли их смеяться, а мужчины - только тех женщин, которые заставляли их плакать.