160 лет со дня рождения французского скульптора и живописца Аристида Майоля
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения французского скульптора и живописца Аристида Майоля


8 декабря 2021 года исполняется 160 лет со дня рождения французского скульптора и живописца Аристида Майоля (1861 - 1944).

Родился 8 декабря 1861 года на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово "майоль" на каталонском наречии означает "виноградная лоза").

В 1881 году Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал мастерскую.

В 1894 году первые его работы были представлены публике. Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку Майоля в 1902 году, был восхищён его работой "Леда" (1902). В 1901-1905 годах Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: "Средиземное море" и "Мысль".

Майоль, поверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 году появился монумент "Скованная свобода" (1905-1906), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира.

Скульптор мечтал увидеть памятники Древней Греции. В 1908 году у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер помог осуществлению его желания. Изучая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер выявлял близость своего видения задач скульптора пластическому мышлению древних греков. Так появилась "Флора" (1911), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции ("Иль-де-Франс", 1910-1932).

В 1912 году скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну. Он занимался памятником более десяти лет.

В 1934 году архитектор Жан-Клод Дондель познакомил 73-летнего Майоля с эмигранткой из Бессарабии, 15-летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции "Река", "Воздух" и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.

"Гармония" (1940-1944) - последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. "Гармония" изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.

Майоль погиб в автокатастрофе 27 сентября 1944 года в возрасте 83 лет. Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, и после его гибели в автокатастрофе она открывает галерею в Париже, ставшую одной из самых успешных. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля - "Фонда Дины Верни".

Три бронзовые скульптуры работы Майоля украшают парадную лестницу здания Метрополитен-опера в Нью-Йорке: "Лето" (1910-11), "Венера без рук" (1920) и "Женщина на коленях: памятник Дебюсси" (1950-55).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑