160 лет со дня рождения немецкого прозаика, поэта и драматурга, предшественника экспрессионизма Франка Ведекинда
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения немецкого прозаика, поэта и драматурга, предшественника экспрессионизма Франка Ведекинда


24 июля 2024 года - 160 лет со дня рождения немецкого прозаика, поэта и драматурга, предшественника экспрессионизма Франка Ведекинда (1864-1918).

Настоящее имя Беньямин Франклин Ведекинд. Родился 24 июля 1864 года в Ганновере. Сын врача-гинеколога Фридриха Вильгельма Ведекинда и актрисы Эмилии Ведекинд-Каммерер; старший брат оперной певицы Эрики Ведекинд.

Франк Ведекинд учился в Мюнхене и Цюрихе. С 1884 года входил в круги мюнхенского модерна. После смерти отца в 1888 году унаследовал значительное состояние.

Как драматург испытал влияние Г. Бюхнера, Г. Ибсена, Ф. Ницше, А. Стриндберга, Г. Гауптмана.

С 1892 по 1894 гг. Франк Ведекинд пребывал в Париже - культурной столице Европы, современном Вавилоне - он писал о его многочисленных театрах, варьете, операх и цирках. Больше всего Ведекинд был очарован перформативными экспрессивными парижскими театрами: "Nouveau Cirque", "Cirque d’Hiver", "Moulin Rouge", "Folies Bergère", "Music Hall Olympia". Уже в конце 1892 года он сочинил танцевальную пантомиму "Блохи" на французском языке и надеялся привлечь к работе над ней композитора Рауля Пюньо, известного своими сочинениями к балетным пантомимам. Ведекинд рассчитывал, что после написания музыки возможно будет поставить пьесу. Он планировал предложить балетную пантомиму театру "Folies Bergère". Но этого не произошло, что, однако, не остановило Ведекинда в работе над пантомимами.

В 1895 году он делает наброски пантомимы "Принц комаров", в 1897 - танцевальной пантомимы "Императрица Нойфундланда", а также цирковой пантомимы "Дом Господень. Большая пантомима в четырех картинах".

К этому времени уже готова немецкая редакция текста "Блох" под названием "Принц комаров".

В начале 1896 года Ведекинд отправил тексты к пантомимам "Блохи" и "Принц комаров" композитору Рихарду Штраусу с просьбой оценить, годятся ли они для сцены. Ведекинд без возражений принимает суждение Рихарда Штрауса о том, что "Принц комаров" является разве что фантазией, не требующей сценического воплощения. В то же время, еще весной 1897 года Ведекинд говорил об этой танцевальной поэме как об отдельном произведении для театра, мечтал о ее сценическом воплощении, а параллельно намеревался включить ее в свой роман "Мине-Хаха, или О физическом воспитании девочек".

С 1896 года сотрудничал с мюнхенским сатирическим журналом "Симплициссимус". Писал тексты для политического кабаре.

Пьеса "Ящик Пандоры", написанная в 1904 году, вызвала судебное разбирательство как оскорбляющая общественную нравственность.

Шумный успех имела постановка его драмы "Пробуждение весны" Максом Рейнхардтом в 1906 году. В России пьесу в 1907 году поставил Всеволод Мейерхольд, крайне отрицательную рецензию на пьесу и постановку написал Александр Блок. Мейерхольд также перевёл в 1908 году драму Ведекинда "Дух земли".

У Ведекинда была любовная связь с австрийской писательницей, бывшей женой А. Стриндберга, Фридой Уль. У них родился сын.

В 1906 году Ведекинд женился на актрисе Тилли Невес (1886-1970), обе их дочери, Памела (1906-1986) и Кадидья (1911-1994), стали актрисами. Актрисой стала и дочь Памелы - Карола Ренье (род. 1946).

На основе драм Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры" Альбан Берг создал оперу "Лулу" (осталась незаконченной, её завершил в 1979 году Фридрих Церха). По "Ящику Пандоры" снял одноимённый фильм Георг Вильгельм Пабст (1929), в главной роли Луиза Брукс. Роль Лулу в кино исполняла также Аста Нильсен в 1923 году. В 1980 году режиссер Валериан Боровчик снял свою версию "Лулу".

В 1999 году драму "Пробуждение весны" поставил в Москве Роман Виктюк. В 2006 году мюзикл на её основе с огромным успехом шёл на Бродвее в театре Юджина О’Нила (премия "Тони", премия Грэмми).

В 2001 году дилогию "Дух земли" и "Ящик Пандоры" под общим названием "Лулу" поставил в Театре на Малой Бронной режиссёр Андрей Житинкин.

В 2008 году оперу Берга "Лулу" поставил в московской "Геликон-опере" Дмитрий Бертман.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑