160 лет со дня рождения норвежского живописца и графика Эдварда Мунка
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения норвежского живописца и графика Эдварда Мунка


12 декабря 2023 года исполняется 160 лет со дня рождения норвежского живописца и графика Эдварда Мунка (1863 - 1944).

Один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина "Крик". Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Родился 12 декабря 1863 года в Лётене в семье военного врача Кристиана Мунка и Лауры Бьёлстад. Эдвард был вторым ребенком в семье. В сентябре 1862 года в их семье появился первенец - дочь Юханне Софие (Софи).

В мае 1864 года Кристиан Мунк получил место гарнизонного врача в Христиании, и семья Мунков переехала в столицу. 1 июля 1865 года родился брат Эдварда Петер Андерс, 3 января 1867 года - сестра Лаура Катрина, а 5 февраля 1868 года - сестра Ингер Мария. На протяжении всего детства Эдварда, Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Бо́льшую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Осенью 1868 года семья переехала в другой дом по адресу Пилестредет, 30, располагавшийся на окраине города. Состояние болезненной Лауры становилось всё хуже. 29 декабря 1868 года Лаура Бьёлстад умерла от туберкулёза, Эдварду в то время было пять лет.

Дар художника обнаружился у Эдварда в раннем возрасте, когда он, будучи 7-летним ребёнком, куском угля нарисовал на полу процессию слепцов, которую видел в городе. Воспитание оставшихся без матери детей Кристиана Мунка и ведение хозяйства взяла на себя Карен Бьёлстад, сестра Лауры, которая сама так и не заимела собственной семьи. В 1874 году Эдвард вместе с братом был зачислен в частную школу Йерцена, а в августе 1875 года — в Кафедральную школу Христиании ("Латинскую гимназию").

Карен, тётя Эдварда, активно занималась созданием картин из природных материалов, которые потом продавала. Она также оценила дарование племянника. Именно благодаря ей сохранились рисунки и акварели 11- и 12-летнего Мунка.

9 ноября 1877 года от туберкулёза умерла Софи, угасшая от болезни за считанные недели. Эта трагедия оставила глубокий след в душе Эдварда, которому тогда было 15 лет. Он был очень близок к старшей сестре, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин - "Больной девочки", а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле "Весны" и - косвенно - целой серии картин на сюжет "комнаты умирающего". Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.

В период болезни и смерти Софи Эдвард обучался дома, при этом сильно увлёкся живописью. Он писал этюды и регулярно посещал "Общество поклонников искусства" и Национальную галерею. Родные поддерживали увлечение Мунка живописью, так ему подарили альбом с работами северонорвежских художников, а также камеру-люциду, часто использовавшуюся художниками-реалистами. С помощью неё Мунк рисовал преимущественно дома и интерьеры.

В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.

В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка - он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием "Этюд головы". Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину "Девушка, разжигающая огонь в печи". В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она "не оставила следа в его живописи", тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как "Голос" и "Лунный свет".

В 1886 году картина Мунка "Больная девочка", представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом "писать свою жизнь", художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Картины, последовавшие за "Больной девочкой", были несколько более консервативны по стилю - видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере "Весна", ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде "Юриспруденции". В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и получил её. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов; Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Осенью он едет в Париж.

Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.

В декабре из Норвегии приходит известие - умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь - результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как "Манифест Сен-Клу": "Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…". В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, "Ночь в Сен-Клу" - в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.

В мае 1890 года Мунк прибывает домой, в Христианию, где проходит выставка его работ. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых лёгких, проводит зиму в Ницце. В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых.

В этот период окончательно оформляется фирменный "экспрессионистский" стиль Мунка - выразительные линии, упрощённые формы, символичные сюжеты. Вернувшись в Норвегию, он пишет картину "Меланхолия", в которой уже не чувствуется никаких импрессионистских влияний. В течение года появляются на свет первые полотна из будущего цикла "Фриз жизни" - в их числе "Настроение на закате", картина, из которой позднее вырастет "Крик".

В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического "андеграунда", сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и - возможно - любовницей.

В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. В конце 1892 — начале 1893 года у него окончательно оформляется идея "фриза" - серии картин на "вечные" темы любви и смерти. Первым таким "фризом" становится небольшая берлинская выставка под названием "Любовь", на которой был впервые представлен "Крик". Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный "Фриз жизни" - "поэму о любви, жизни и смерти", над которой Мунк работал все 1890-е годы. В 1896 году его путешествие в Париж особенно важно, так как он встречается здесь с Гогеном, Эмилем Бернаром, Морисом Дени и поэтами-символистами, в частности с Малларме. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии.

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы "повлиять" на него. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку - по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством, и он попытался вырвать у неё револьвер. Художник был госпитализирован, и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано.

В том же 1902 году "Фриз жизни" впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. Мунк писал о "симфоническом эффекте", который производила выставка. Здесь художник обзаводится новыми покровителями - Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Пресса, наконец, начинает принимать его и его работы, берлинские критики хорошо отзываются о выставке. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий, излюбленные темы - любовь и навязчивая мысль о смерти.

Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает.

Измотанный депрессиями, в последние годы жизни Мунк глушил свою тоску и ощущение обречённости алкоголем. В 1908 году после нескольких нервных срывов он угодил в психиатрическую клинику Копенгагена, где провёл чуть больше полугода. Там он не переставал творить и написал портрет своего лечащего врача Якобсона. После клиники художник практически отказался от алкоголя и это помогло ему создать ещё несколько произведений, которые теперь стоили очень больших денег. Но Мунк неохотно расставался со своими картинами. Он стал очень популярным и ему часто предлагали выставляться, не только в Европе, но и в Америке, давали заказы на оформление зданий и написание декораций к спектаклям.

В 1916 году художник купил виллу Экелю в предместье столицы. Там он и провёл свои последние годы, занимаясь творчеством и сельскохозяйственным трудом.

В 1930 году Мунк почти ослеп на правый глаз после кровоизлияния, но продолжал писать. Искажённые формы его этюдов полностью отражали проблемное физическое состояние художника.

Во время Второй мировой войны он жил в постоянном страхе, что немецкие оккупанты отнимут у него картины. Но этого не произошло.

Эдвард Мунк скончался тихо в собственной постели 23 января 1944 года от паралича сердца.

Часть картин художника находится в Национальном музее Осло, а большая часть составила коллекцию Музея Мунка, открывшегося в 1963 году.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑