160 лет со дня рождения российского живописца, графика Михаила Нестерова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения российского живописца, графика Михаила Нестерова


31 мая 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения российского живописца, графика Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942).

Михаил Нестеров прославился картиной "Видение отроку Варфоломею": она стала сенсацией на XVIII выставке передвижников, для своей галереи её приобрел Павел Третьяков. Сам Нестеров считал полотно лучшей своей работой, а позже написал цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому. Михаил Нестеров создал и уникальный тип пейзажа, который прозвали нестеровским.

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозной купеческой семье. До двенадцати лет Нестеров учился в Уфимской гимназии. В 1874 году будущий художник переехал в Москву, в 1874-1876 годах учился в реальном училище К. П. Воскресенского.

В 1876-1880 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова созданы в традициях передвижничества.

С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в проводившихся в училище ученических выставках. Его работы раннего периода, такие как "В снежки", "В ожидании поезда", "Жертва приятелей", "Домашний арест", "Знаток" и "Экзамен в сельской школе", были написаны в традициях русского передвижничества.

В 1881 году Нестеров, пребывающий в поисках своего художественного стиля, перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в Академию Художеств. Академия не оправдала надежд художника, и в 1883 году он вернулся в Москву. Вновь поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Михаил Нестеров попал в класс к Владимиру Маковскому.

В последние годы обучения в училище Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени "Прием послов", "Смерть Лжедмитрия", "Сбор на погорелый храм в Москве", "Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным".

В 1885 году за картину "Призвание М. Ф. Романова на царство" Нестеров получил звание свободного художника.

В 1889 году Нестеров предложил свою картину "Пустынник" на XVII передвижную выставку в Санкт-Петербурге. Еще до открытия на полотно обратил внимание Павел Третьяков и приобрел его для своей галереи. Картина стала одной из первых работ Нестерова, заявивших особый почерк художника. Тема ухода от мирской суеты в мир русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, стала одной из ключевых в его творчестве.

На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Вернувшись на родину, художник поселился в деревне Комякино неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. Там он начал работу над первым полотном в цикле картин, посвященных житию Сергия Радонежского, - "Видение отроку Варфоломею". Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году. Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал "Видение отроку Варфоломею" лучшей своей картиной.

В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ "Рождество Христово".

В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

В 1899-1904 годах принимал участие в росписи церкви Александра Невского в Абастумани (Грузия).

В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины "Молчание", "Лисичка", "Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Мечтатели", "Соловки".

В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном "Святая Русь". Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.

В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.

В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы "Вечерний звон", "Схимник", "Тихие воды", "Старец".

В 1913-1914 годах Нестеров написал шесть великих образов для иконостаса Свято-Троицкого собора в Сумах (Украина) - Христоса, Богоматери, Троицы, Николы, архангелов Гавриила и Михаила.

В 1917 году художником была написана картина "Философы" - двойной портрет Павла Флоренского и Сергея Булгакова.

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников.

К работам постреволюционного периода относятся портреты ученого Алексея Северцова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, народной артистки Ксении Держинской. Эти картины отличаются вниманием к личности портретного героя и его роду занятий.

В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен - "Девушка у пруда", где изобразил свою дочь Наталью. Нестеров много писал своих родных и друзей - жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры.

К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова - "Автопортрет в черном" и "Автопортрет в белой блузе". В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. За портрет академика Павлова живописец получил Сталинскую премию. В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея.

В последние годы жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием "Давние дни". Книга имела большой успех.

Его последняя картина "Осень в деревне" была закончена за несколько недель до смерти.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑