160 лет со дня рождения теоретика музыки, композитора и педагога Георгия Конюса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения теоретика музыки, композитора и педагога Георгия Конюса


30 сентября 2022 года - 160 лет со дня рождения теоретика музыки, композитора и педагога Георгия Эдуардовича Конюса (1862-1933).

Родился 30 сентября 1862 года в Москве. Сын француза Эдуарда Конюса.

Музыке учился сначала у отца, а затем, по окончании реального училища, в Московской консерватории, курс которой окончил в 1889 году как композитор (в классе А. С. Аренского; теорией музыки занимался у С. И. Танеева, фортепиано у П. А. Пабста).

В 1891-1899 гг. преподаватель гармонии и инструментовки в Московской консерватории. В 1904-1906 гг. директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1912-1919 гг. преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор, в 1917-1919 директор). В 1920 году возглавил секцию специального музыкального образования Главпрофобра. С 1920 до конца жизни - профессор Московской консерватории (преподавал музыкальную форму; в 1922-1929 также декан композиторского факультета). В 1921-1931 руководитель Лаборатории метротектонического анализа Государственного института музыкальной науки (ГИМНа). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).

Главные сочинения Конюса-композитора - сюита "Из детской жизни", кантата в память императора Александра III, симфоническая поэма "Из мира иллюзий", фортепианные пьесы (сюита и "Feuillets d’album"), балет "Даита" и Концерт для контрабаса h moll, op.29.

Автор пособий по элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, среди которых "Пособие к практическому изучению гармонии" (1894), "Сборник задач по элементарной теории" (4-е изд., 1902), "Дополнение к сборнику задач" (1896), "Синоптическая таблица элементарной теории музыки" (1891). Перевёл (с французского языка) и откомментировал "Руководство к практическому изучению инструментовки" Э.Гиро (1892). Как музыкальный критик, сотрудничал с несколькими русскими периодическими изданиями ("Московские ведомости", "Русское слово", "Утро России" и др.).

В 1933 г. опубликовал трактат "Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод", содержащий оригинальное учение о музыкальной форме (т. наз. метротектонизм), которое Конюс считал универсальным, проявляющим себя в равной степени и в композиторской и в народной музыке. Ряд трудов Конюса (в том числе его концептуальный труд "Эмбриология и морфология музыкального организма", 1929) не опубликован.

У Георгия Конюса мальчиком, до поступления к Николаю Звереву, брал уроки фортепиано Александр Скрябин. Среди учеников Конюса Е. Бекман-Щербина, С. Василенко, А. Гедике, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, Н. Метнер, В. В. Пасхалов, Д. Рогаль-Левицкий, И. В. Способин, Б. Хайкин, П. Г. Чесноков, М. Блантер.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑