170 лет со дня рождения чешского композитора и музыковеда-этнографа Леоша Яначека
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

170 лет со дня рождения чешского композитора и музыковеда-этнографа Леоша Яначека


3 июля 2024 года исполнится 170 лет со дня рождения чешского композитора и музыковеда-этнографа Леоша Яначека (1854 - 1928).

Сын провинциального учителя, один из четырнадцати детей в семье, Леош Яначек с одиннадцати лет пел в хоре и учился музыке в Старобрненском монастыре (Брно). Затем учился в Праге, Лейпциге и Вене. В 1874 году познакомился в Праге с А. Дворжаком, знакомство перешло в многолетнюю дружбу.

В 1881 году Яначек женился и вернулся в Брно, преподавал музыку.

Основал школу органистов, которой руководил до 1920 года (среди его учеников Вилем Петржелка и Павел Хаас). Изучал моравский фольклор, в своём творчестве глубоко усвоил моравские песенные и танцевальные традиции.

Стал крупнейшим - наряду с Дворжаком и Б. Сметаной - национально ориентированным композитором Чехии.

В ранний период творчества испытал сильное влияние музыкального стиля и эстетики Дворжака. В зрелые годы творчество Яначека представляет собой синтез национальных традиций и общеромантического стиля, особенно заметный в опере "Енуфа" по пьесе чешской писательницы Габриэлы Прейссовой. После успешной премьеры "Енуфы" (Брно, 1904), которую часто называют "моравской национальной оперой", оперы Яначека (всего девять) начали ставить в лучших музыкальных театрах мира.

В поздний период творчества написаны наиболее известные сочинения, среди которых "Симфониетта", "Глаголическая месса", опера "Приключения лисички-плутовки".

Яначек неоднократно посещал Россию, хорошо знал её литературу и музыку. Многие произведения композитора вдохновлены русской литературой, как, например, опера "Катя Кабанова" (по пьесе А. Н. Островского "Гроза"), опера "Из мёртвого дома" (по мотивам "Записок из мёртвого дома" Ф. М. Достоевского), оркестровая рапсодия "Тарас Бульба" (по повести Н. В. Гоголя), струнный квартет "Крейцерова соната" (по одноимённой повести Л. Н. Толстого), Сказка для виолончели и фортепиано (по мотивам "Сказки о царе Берендее" В. А. Жуковского). Под влиянием М. П. Мусоргского формировался "музыкально-сценический почерк Яначека, основу которого составляет гибкий, пластичный мелодический речитатив".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑