170 лет со дня рождения французского композитора и музыкального деятеля Эрнеста Шоссона
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

170 лет со дня рождения французского композитора и музыкального деятеля Эрнеста Шоссона


20 января 2025 года исполняется 170 лет со дня рождения французского композитора и музыкального деятеля Эрнеста Шоссона (1855 - 1899).

Родился в Париже в респектабельной и богатой буржуазной семье. По настоянию отца Шоссон поступил на юридический факультет Парижского университета, чтобы иметь в будущем "серьёзную профессию". Однако, ни учение, ни будущая профессия его не привлекала. Своим главным занятием Эрнест Шоссон видел литературу, музыку, а также в целом - жизнь в искусстве и около искусства.

Первые свои музыкальные сочинения Шоссон пишет под влиянием увлечения своей близкой подругой, мадам де Рессак, меломанки и любительницы пения. Громадное влияние на его ранние опыты оказали также оперы Рихарда Вагнера, "Летучий голландец" и "Тристан и Изольда", восхищение которыми он сохранил до конца своих дней. Получив в 1877 году диплом юриста, два года Шоссон работал адвокатом апелляционного суда, однако новая работа его не занимала, и он отбывал службу почти формально.

В эти годы он со всё возрастающим интересом посещает оперные театры, а также аристократические и литературные салоны, где встречается со многими артистами и знаменитостями своего времени. Наибольшее значение для него имеет знакомство в 1878 году с одним из наиболее активных учеников и членов кружка Сезара Франка, молодым композитором и дирижёром, Венсаном д’Энди. Фактически эта встреча в наибольшей степени определила всю оставшуюся жизнь Шоссона и его окончательный выбор в пользу композиторской профессии.

После написания диссертации и получения докторской степени в области права Шоссон окончательно бросает занятия юриспруденцией и в октябре 1879 года (в возрасте почти 25 лет) поступает в Парижскую консерваторию, в класс композиции Жюля Массне. Годом позже по совету Венсана д’Энди он начинает частным образом брать уроки также и у Сезара Франка. К тому времени в его небольшой творческий багаж входит только десяток фортепианных пьес и песен.

Оставив обучение в консерватории, Шоссон много и со вкусом путешествует по Европе. В 1882 году, вместе с Венсаном д’Энди, он совершает своё первое паломничество в Байрейт на премьеру музыкальной драмы Рихарда Вагнера "Парсифаль". В том же году Шоссон пишет симфоническую поэму "Вивиан" (спустя пять лет переработанную), в которой уже вполне проявились основные черты его творческой манеры. Именно под влиянием Вагнера, Франка и д’Энди окончательно формируется музыкальный стиль Эрнеста Шоссона. В целом этот стиль можно определить как поздний романтизм, гармонически усложнённый и по-французски лиричный.

Состоятельный и респектабельный молодой человек высшего света, в начале 1883 года Эрнест Шоссон к тому же очень удачно женится (по любви) на Жанне Эскудье и таким образом становится близким родственником крупнейшего французского музыкального издателя Анри Леролля (жена Шоссона была родной сестрой Мадлен Леролль, жены основного владельца и главы издательской фирмы). Во второе байройтское путешествие (в 1883 году) Шоссон отправляется слушать оперы Вагнера уже с молодой женой.

Крупное состояние, общительный лёгкий нрав, связи в высших кругах и удачная женитьба окончательно определяют положение Эрнеста Шоссона в музыкальном и художественном бомонде Франции. Почти все его произведения немедленно публикуются в крупнейшем музыкальном издательстве Парижа.

Начиная с 1886 года и вплоть до своей смерти в 1899 году, Шоссон (вместе с Венсаном д’Энди) занимает место секретаря, а затем и генерального секретаря Национального Совета Музыки. Он активно пользуется своими связями и положением, чтобы помогать своим друзьям по кружку Франка занять места и должности в культурной элите. Таким образом, именно в конце 1880-х начале 1890-х годов Шоссон участвует в жизни Венсана д’Энди, Ги Ропарца, Габриэля Пьерне, Шарля Борда и многих других молодых прогрессивных музыкантов, не желающих примыкать к консервативной академической среде.

Его блестящий буржуазный артистический салон еженедельно посещают такие знаменитости, как композиторы Анри Дюпарк, Габриэль Форе, Клод Дебюсси, и Исаак Альбенис, скрипач Эжен Изаи, певица Полина Виардо, пианист Альфред Корто-Дени, поэт Стефан Малларме, писатель Иван Тургенев и художник Клод Моне. В эти годы Шоссон также положил начало своей крупной коллекции живописи, включающей в основном картины виднейших французских импрессионистов.

Именно в эти годы Шоссон пишет самые яркие и значительные свои сочинения. До сих пор известностью пользуется его трёхчастная симфония B-dur, op. 20 (1890) и особенно - "Поэма для скрипки с оркестром" (1896), которая регулярно исполняется и входит в репертуар виднейших скрипачей мира.

Весьма важное место в жизни и творчестве Эрнеста Шоссона занимает его знакомство и приятельские отношения в начале 1890-х годов с двумя молодыми музыкантами, определившими музыкальный облик Франции на будущую четверть века: Клодом Дебюсси и Эриком Сати. При сравнительно небольшой разнице в возрасте, для Дебюсси он сразу же стал старшим другом и отчасти - наставником. Более того, Дебюсси, именно в те времена порвавший с музыкальной академией и оставшийся практически в полной изоляции, рассчитывал на его личную поддержку, связи и, возможно, даже меценатскую помощь.

Отдельную главу составляет дружеское участие Эрнеста Шоссона в судьбе Эрика Сати. Занимая должность генерального секретаря Национального Совета французской Музыки, он лично подписал к исполнению в концерте национального Общества музыки, (зал Эрар, 20 февраля 1897года) восхитившие его своей изысканной простотой две "Гимнопедии" Сати в оркестровке Клода Дебюсси. Это было первое исполнение сочинений Эрика Сати большим симфоническим оркестром, ставшее единственным - на долгие двадцать лет.

Шоссон очень любил путешествовать, делал это часто, со вкусом и шиком. За пятнадцать лет он объездил практически всю Европу от Чехии до Испании, но особенно он был привязан к маленькому итальянскому городку Фьезоле, где часто отдыхал и много сочинял. Не менее часто посещал Шоссон и Брюссель, где его музыка (равно, как и сочинения Венсана д’Энди) встречала значительно более тёплый прием, чем в родном Париже. Многие премьеры крупных сочинений Шоссона произошли именно в Брюсселе.

Друзья, знакомые и завистники часто называли Шоссона "счастливчиком". И в самом деле, почти во всех делах ему сопутствовала удача, и сам по себе он был человеком счастливого нрава. Однако, так продолжалось только до поры до времени. В один прекрасный момент его жизни фортуна от него внезапно отвернулась.

Эрнест Шоссон трагически и нелепо погиб 10 июня 1899 года в момент наивысшего расцвета своих творческих сил и энергии. Ему было всего 44 года. Катаясь на велосипеде в своём имении в Лиме (департамент Сены и Уазы) он слишком сильно разогнался на спуске под горку, не справился с управлением, врезался в кирпичную стену, ударившись головой, повредил шейные позвонки и скончался на месте.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑