180 лет со дня рождения французского композитора Жюля Массне
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

180 лет со дня рождения французского композитора Жюля Массне


12 мая 2022 года исполняется 180 лет со дня рождения французского композитора Жюля Массне (1842 - 1912).

Жюль Массне родился в Монто, отдаленной деревушке, в настоящий момент являющейся частью города Сент-Этьен. В начале 1848 года семья переехала в Париж, где поселилась в квартире на Сен-Жермен-де-Пре. Жюль получил начальное образование в лицее Сен-Луи. Будучи ещё школьником, Жюль был принят в главное музыкальное учебное заведение Франции - Парижскую консерваторию. Его наставником стал Амбруаз Тома, которым молодой композитор горячо восхищался. В 1861 году музыка Массне впервые вышла в свет. Это была виртуозное произведение для фортепиано в девяти разделах "Большая фантазия на концерт Мейербера".

Окончив класс композиции под руководством Амбруаза Тома, Массне был удостоен самой высокой консерваторской награды - Римской премии, среди прежних обладателей которой были Берлиоз, Тома, Гуно и Бизе. Двое первых присутствовали в качестве жюри на конкурсе в 1863 году. Полученная награда позволила профинансировать трехгодичный период обучения, две трети которого Массне провел во Французской Академии в Риме, располагавшейся на вилле Медичи. Все это время в академии учились в основном художники, а не музыканты; Массне нравилось это время, тогда он нашёл друзей на всю жизнь, среди которых были скульптор Александр Фалгир и художник Карл-Дюран, но в плане музыки Массне в основном занимался самообразованием.

Он впитывал музыку в кафедральном соборе Св. Петра, тесно знакомился с работами великих немецких композиторов, начиная с Генделя и Баха и заканчивая современными музыкантами. Во время своего пребывания в Риме, Массне встретил Франца Листа, по просьбе которого он начал давать уроки игры на фортепиано Луизе-Констанции Нинон де Гресси, дочери одного из богатых покровителей Листа.

Массне возвращается в Париж в 1866 году. Он зарабатывает на жизнь, обучая игре на фортепиано и издавая песни, фортепьянные пьесы и оркестровые сюиты в популярном стиле тех дней. В 1868 году Массне знакомится с Жоржем Артманом, который становится его издателем и наставником на 25 лет; журналистские контакты Артмана во многом способствовали продвижению репутации его протеже.

Массне много писал в разных жанрах, но именно благодаря операм он быстро приобрел известность. Он написал более 30 опер, но чаще других ставились две оперы - "Манон" (1884) и "Вертер" (1892).

Опера "Манон" впервые поставленная в Опера-Комик в январе 1885 году, имела огромный успех и в дальнейшем ставилась в крупнейших оперных домах Европы и Соединенных Штатов. Вместе с "Фаустом" Гуно и "Кармен" Бизе она осталась одним из краеугольных камней всего французского оперного репертуара. После современной драмы "Манон", Массне снова обращается к гранд-операм, результатом чего стало появление оперы "Сид" (1885).

В период с 1867 и до конца жизни он написал более 40 сценических произведений в самых разнообразных жанрах: комические оперы, инсценировки классических мифов, романтические комедии, лирические драмы, писал оратории, кантаты и балеты.

Массне прекрасно чувствовал театр, что и стало причиной его успеха у парижской публики. Он написал ряд успешных произведений, сделавших его ведущим оперным композитором во Франции с конца XIX века и до начала XX века.

Как и многие видные французские композиторы того времени, Массне стал профессором Парижской консерватории. Он преподавал композицию с 1878 по 1896 год и, лишь после смерти директора Амбруаза Тома, подал в отставку. Среди его учеников были Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Рейнальдо Хан и Габриэль Пьерне.

Со смертью Амбруаза Тома в феврале 1896 освободилось место директора консерватории. Французское правительство 6 мая предложило Массне занять эту должность, но тот отказался. На следующий день директором был назначен другой преподаватель - Теодор Дюбуа, а Массне подал заявление об увольнении с должности профессора композиции.

С окончанием работы над "Гризельдой" и "Золушкой", все ещё ожидая их постановки, Массне начинает работать над "Сафо", в основе которой лежало произведение Додо о любви невинного молодого человека из деревни к искушенной парижанке. Премьера состоялась в ноябре 1897 года в Опера-Комик и имела огромный успех, хотя после смерти композитора об опере забыли. Следующей его инсценированной оперой стала "Золушка", его собственная версия истории про Золушку, премьера которой состоялась в мае 1899 года.

В 1903 году упоминается о единственном концерте для фортепиано Массне в оперном театре, над которым он начал работать ещё будучи студентом. В 1905 году Массне пишет "Керубино", легкую комедию о поздней карьере пажа-ловеласа Керубино из "Женитьбы Фигаро" Моцарта. Затем выходят две серьезных оперы: "Ариадна" - по мотивам греческой легенды о Тесее и Ариадне, и "Тереза" - короткая драма времен Французской революции. Последним триумфом Массне стал "Дон Кихот" (1910).

Даже несмотря на падение его творческой активности, в последние годы жизни Массне пишет ещё четыре оперы: "Вакх", "Рим", "Панург" и "Клеопатра". Последние две, как и "Амадис", которую ему не удалось завершить в 1890-х, были поставлены после смерти композитора, а затем забыты.

По мнению биографа Хью Макдональда, сильное влияние на Массне оказали Гуно, Тома, Мейербер и Берлиоз, а из зарубежных композиторов - Верди, Масканьи, и, возможно, Вагнер.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑