180 лет со дня рождения русского живописца, педагога и композитора Василия Поленова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

180 лет со дня рождения русского живописца, педагога и композитора Василия Поленова


1 июня 2024 года исполнится 180 лет со дня рождения русского живописца, педагога и композитора Василия Дмитриевича Поленова (1844 - 1927).

Василий Поленов и его сестра-близнец Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова. Дядя художника М. В. Поленов был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.

Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем. Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: "Холмы" (1861), "Закат" (1869), "Северная изба" (1870), "Переправа через реку Оять" (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: "Усадьба в Имоченицах", "Имоченицы зимой", "Бабушкин сад". Всего здесь он написал 37 картин.

Однако самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, где находилось родовое имение его бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ ("Суд царя Соломона", "Иисус Навин у стен Иерихона" и др.), присуждая как в академиях, за лучшую работу "медаль".

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств.

Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

В 1861-1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске.

В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков, П. В. Басин, П. М. Шамшин, А. Е. Бейдеман, К. Б. Вениг.

Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь - на юридическом факультете. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его "Jus primae noctis" ("Право первой ночи") есть плод его юридических изучений.

Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации, которую Поленов защитил в университете.

В 1869 году за картину "Иов и его друзья" Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И. Е. Репиным, М. М. Зеленским, Е. К. Макаровым, Е. Ф. Урлаубом) большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1871 году, Поленов в 1872 году отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину "Арест графини д’Этремон", обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Летом 1874 года работал в Нормандии (курортное местечко Вёль-ле-Ро), куда его пригласил Репин, находившийся там также как пенсионер Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи ("Нормандский берег", "Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия"). В 1874 году его картина "Право господина" была выставлена на Весеннем Салоне в Париже. В 1875 году работал над картинами "Заговор гёзов" и "Блудный сын" (не закончены), "Семейное горе".

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М. Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе "летучего отряда" Поленов участвовал в сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью "За храбрость", которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица,

В 1877 году, уже в ходе русско-турецкой войны, состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием цесаревича - впоследствии императора Александра III. Всё это время Поленов сотрудничал с иллюстрированным журналом "Пчела", для которого посылал зарисовки и этюды. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий, а, в основном, видовые зарисовки ("Вид г. Парачина", "Белград с восточной стороны", "Долина Моравы перед Делиградом"), или бытовые ("Сербские конники у водопоя", "На бивуаках за Дунаем", "Тыл сербской армии").

В 1877-1878 годах работал над этюдами к картине "Лассаль читает лекцию в рабочем клубе".

С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационного искусства (сценографии). В 1882–1895 годах - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину "Московский дворик", написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - "интимного пейзажа".

С 1879 года - действительный член Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 годах отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну "Христос и грешница", а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма ("Нил у Фиванского хребта", 1881; "Первый нильский порог", не датированный; "Нил, вдали пирамиды", 1881 и др.).

Подолгу жил и работал в Абрамцеве. Очарованный природой Абрамцева, Поленов написал много прекрасных этюдов и картин ("Лето. Купальный сезон в Абрамцеве", 1879; "Берёзовая аллея в Абрамцеве", 1880; "Верхний пруд в Абрамцеве", 1882, "Пруд в Абрамцеве", 1893; "Осень в Абрамцеве", 1890 и другие). Здесь же в 1879-1880 годах художник создал несколько графических портретов: А. В. Прахова (1879), Р. С. Левицкого (1879), В. П. Щеголенкова (1879), В. А. Серова (1879), Н. В. Якунчиковой (1879), К. Д. Арцыбушева (1880) и других.

В 1883-1884 годах в Италии Поленов продолжает работу над картиной "Христос и грешница", которую в 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников. В 1888 году пишет картину "На Тивериадском (Генисаретском) озере".

Оформил спектакль "Алая роза" С. Мамонтова (1893), оперы: "Уриэль Акоста" В. С. Серовой (1895, Большой театр), "Фауст" Ш. Гуно и "Фальстаф" Д. Верди (1895, Русская частная опера С. Мамонтова). В 1894 году выполнил декорацию к живой картине "Афродита", поставленной на Первом съезде художников, в 1897-1898 годах - эскизы декораций к опере "Орфей и Эвридика" К. Глюка в Русской частной опере.

В 1890-1900 годах создал духовные музыкальные сочинения: "Всенощная" и "Литургия". В 1902 году разработал программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.

В 1890 году приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины "Христос и грешница", построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме - художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. В 1904 году по проекту художника было возведено здание, получившее название Аббатство. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать "гнездом художников", а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь Троицы Живоначальной в Бёхове (1906).

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название - Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967).

В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материал для грандиозной евангельской серии "Из жизни Христа", которую он завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях "Кровавого воскресенья" в январе 1905 года Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.

В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова "Призраки Эллады".

В 1907 году путешествует по Германии и Италии. В 1910-1911 годах снова посещает Европу.

В 1910-1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1914 году в Москве была проведена выставка картин цикла "Из жизни Христа" для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 году художник организует Народный дом в Тарусе, который был открыт постановкой "Призраки Эллады". Для постановки Поленовым созданы декорации: Афродита на фоне неба и моря, портик храма Эрехнейтон.

В 1915-1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров; с 1921 года - это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова ("Театральный дом").

В 1918-1919 годах живёт в Борке, пишет картину "Разлив на Оке". В 1920-1921 годах для светового театра-диорамы в Борке исполнил шестьдесят пять небольших картин о кругосветном путешествии.

В 1924 году прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Поленову присвоено звание народного художника Республики.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово, на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑