200 лет со дня рождения австрийского композитора, органиста и музыкального педагога Антона Брукнера
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

200 лет со дня рождения австрийского композитора, органиста и музыкального педагога Антона Брукнера


4 сентября 2024 года исполнится 200 лет со дня рождения австрийского композитора, органиста и музыкального педагога Антона Брукнера (1824 - 1896).

Брукнер родился в деревушке Ансфельден близ Линца. Его дед в 1776 году получил место учителя, унаследованное в 1823 году отцом будущего композитора, Антоном Брукнером-старшим. Это была плохо оплачиваемая, но уважаемая должность в сельской местности. Брукнер-старший женился на Терезии Хельм, в браке с которой у них родилось одиннадцать детей. Антон Брукнер был старшим ребёнком в семье.

Отец стал для Антона первым учителем музыки. В 1833 году, когда Брукнер прошёл обряд конфирмации, отец решил отправить его в Хёршингскую школу, директор которой, Иоганн Баптист Вайс, был музыкальным энтузиастом и уважаемым органистом. Там Брукнер закончил школьное образование, стал органистом-виртуозом и написал своё первое сочинение - "Четыре прелюдии ми-бемоль мажор для органа".

После смерти Брукнера-старшего, в 1837 году, место и дом учителя отошли преемнику, и Антона отправили в монастырь Святого Флориана, где он стал певчим, а также занимался на органе и на скрипке.

Несмотря на музыкальные способности Брукнера, его мать хотела, чтобы он унаследовал профессию предков, и послала его на учительский семинар в Линце. С отличием окончив его, Брукнер некоторое время работал помощником учителя Франца Фукса в городке Виндхаг-бай-Фрайштадт. Там он жил в ужасных условиях, получал скудное жалованье и постоянно терпел унижения от своего начальника, однако никогда не жаловался и не протестовал. Прелат Михаэль Арнет монастыря Святого Флориана, узнав о положении Брукнера, послал его на два года в Кронсторф на такую же должность. По сравнению с немногими виндхагскими работами, в сочинениях кронсторфского периода (1843-1845) впервые стали проявляться отличительные черты индивидуального "брукнеровского" стиля.

В 1845 году Брукнер вернулся в Санкт-Флориан. В мае он прошёл экзаменовку, позволяющую занять место помощника учителя в одной из сельских школ. Брукнер продолжил образование, чтобы преподавать в более высоких учебных заведениях. В 1848 году назначен органистом Санкт-Флориана, в 1851 году эта должность стала для него постоянной. Его репертуар в основном состоял из сочинений И. М. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера и Ф. Й. Аумана.

В 1849 году Брукнер написал своё первое крупное сочинение - "Реквием", посвящённый памяти монастырского нотариуса Франца Зайлера, поддерживавшего его занятия музыкой и завещавшего ему своё фортепиано.

В 1854 году Брукнер впервые отправился в Вену, где прошёл прослушивание у придворного органиста Игнаца Асмайера.

Только в 1855 году композитор приступил к получению музыкального образования на высокопрофессиональном уровне, начав занятия контрапунктом у виднейшего австрийского музыкального педагога Симона Зехтера. В том же 1855 году Брукнер, безоговорочно выиграв конкурс, занял пост городского органиста в Линце, а в 1860 году возглавил также мужской хор "Liedertafel Frohsinn", в связи с чем в его творчестве наряду с органными произведениями начинают занимать значительное место хоровые.

Первым зрелым сочинением Брукнера считается Месса №1 ре минор (1864), написанная им в 40-летнем возрасте.

Занятия у Зехтера завершились для Брукнера в 1861 году выпускным экзаменом, после которого, по преданию, один из экзаменаторов (Иоганн фон Гербек) воскликнул: "Это он должен был бы экзаменовать нас!". Однако затем Брукнер вновь обратился к учёбе, посещая семинар линцского дирижёра Отто Кицлера, в ходе которого с пристальным вниманием изучал музыкальные принципы Рихарда Вагнера. В 1865 году состоялось личное знакомство Брукнера с Вагнером. Музыка и личность Вагнера оказали на Брукнера большое влияние.

В 1868 году, после смерти Зехтера, Брукнер был приглашен занять освободившуюся должность, в качестве преподавателя теории музыки в Венской консерватории. За время преподавания он сосредоточил большую часть своей энергии на написании симфоний. Эти симфонии были плохо восприняты общественностью, иногда считались "дикими" и "бессмысленными". Среди его учеников в консерватории были Ганс Ротт и Франц Шмидт.

Мастерство Брукнера-органиста (прежде всего его импровизации) было высоко оценено за пределами Австрии. В 1869 году он играл во Франции, а в 1871 году - в Англии: шесть концертов на новом органе в Альберт-холле и пять в Хрустальном дворце.

В 1875 году Брукнер стал доцентом Венского университета, три года спустя - органистом Придворной капеллы. В 1886 году он был удостоен ордена Франца Иосифа.

Дружил с философом Антоном фон Эльцельт-Невином, которому посвятил свою 6-ю симфонию.

Композитор умер в 1896 году в Вене, где спустя три года ему был поставлен памятник.

В 1898 году в Линце был учреждён особый фонд, который в течение 25 лет должен был спонсировать фестивали брукнеровской музыки, проводившиеся в этом городе через каждые два года. В Линце регулярно проводится посвящённый Брукнеру музыкальный фестиваль.

В Линце построен концертный зал Брукнерхаус, в котором среди прочего проводятся крупные международные фестивали "Брукнерфест" и "Ars Electronica".

В 1928 году в Вене было образовано Международное общество Брукнера.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑