200 лет со дня рождения французского композитора и органиста Флоримона Эрве
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

200 лет со дня рождения французского композитора и органиста Флоримона Эрве


30 июня 2025 года исполняется 200 лет со дня рождения французского композитора и органиста, владельца музыкального театра Флоримона Эрве (1825 - 1892).

Наряду с Жаком Оффенбахом является основоположником жанра оперетты. Из его произведений наиболее известна "Мадемуазель Нитуш".

Настоящее имя - Луи-Огюст-Флоримон Ронже. Родился в городке Уден близ Арраса. В детстве пел в церковном хоре. Прекрасный голос (тенор) Эрве сохранил на всю жизнь. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории у Даниэля Обера.

Работал органистом и хормейстером в церкви при психиатрической больнице в Бисетре, близ Парижа. Занимался музыкотерапией на занятиях и репетициях с пациентами клиники. Одновременно тайно делал карьеру в музыкальном театре: сначала как актёр и певец (лирический тенор), затем как композитор, драматург и режиссёр. Эта ситуация, позднее была изображена либреттистами в его самой популярной оперетте, "Мадемуазель Нитуш".

В 1845 году выиграл конкурс на место органиста парижской церкви Сен-Эсташ. Когда его сочинения стали иметь успех он полностью посвятил свою жизнь музыкальному театру.

В 1848 году под псевдонимом "Эрве" пишет одноактный музыкальный бурлеск "Дон Кихот и Санчо Панса", который невзирая на все революционные потрясения этого года имел большой успех у публики. Иногда этот спектакль даже рассматривают как первую в истории оперетту.

В 1851 году Эрве становится дирижёром и руководителем оркестра в театре Пале-Рояль.

В 1855 году, сделавшись директором кафешантана "Folie-Mayer" на бульваре дю Тампль в Париже, Эрве преобразовал его в собственный театр под названием "Фоли Консертант", для которого стал писать и ставить новые оперетты. Спустя месяц театр был переименован в "Фоли-Нувель". Французское слово "фоли́" - безумство, сумасбродство - становится ярлыком, опознавательным знаком и визитной карточкой Эрве, который в те годы стал в моде и славе.

Вскоре Эрве отказался от своей авторской монополии в этом театре. Здесь дебютировал Лео Делиб, будущий автор популярных опер и балетов, а также Жак Оффенбах, ещё до открытия своего театра Театр Буфф-Паризьен. В "Фоли-Нувель" было исполнено одно из первых произведений Жака Оффенбаха: "Ой-ай-яй, или Царица островов", с подзаголовком "музыкальная антропофагия", в которой Эрве сам сыграл главную роль контрабасиста Ракле-а-Мора. Эта буффонада имела много сходства с произведениями Эрве.

В 1860-х годах театр "Фоли-Нувель" был переименован в "Фоли-Драматик". В этом театре были исполнены: "Простреленный глаз" - пародия на оперу "Вильгельм Телль" Д. Россини, "Маленький Фауст" - пародия на оперу "Фауст" Ш. Гуно, пародии на "рыцарские" оперы Д. Мейербера.

В 1870 году Эрве отправился в Лондон и давал свои произведения на английском языке, сам выступая в них с успехом.

После открытия Оффенбахом собственного театра, конкуренция с ним вскоре переросла в личную вражду, и примирение наступило лишь в 1878 году, когда Эрве спел партию в оффенбаховской оперетте "Орфей в аду".

Эрве - создатель жанра "оперетта-буфф". Его ранние сочинения, в основном буффонады, в которых он высмеивал традиционные оперные формы, были очень близки по жанру к оперетте, поэтому его считают наряду с Оффенбахом - основоположником французской оперетты и в какой-то мере предшественником.

Более значительные произведения Эрве написал после успеха оперетт Оффенбаха. В 1883 году, на шестом десятке лет, Эрве создал самую знаменитую в его творчестве оперетту - "Мадемуазель Нитуш". В отличие от других его произведений, эта оперетта наполнена искренним лиризмом и является музыкально и драматургически зрелым произведением. Главная роль в этой оперетте предназначалась для известной актрисы Анны Жюдик, которая обеспечила этому произведению большой успех.

В последние годы свой жизни Эрве страдал от душевной болезни и умер в Париже 4 ноября 1892 года, на двенадцать лет пережив Оффенбаха.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑