200 лет со дня рождения художника-мариниста, мастера русской батальной марины Алексея Петровича Боголюбова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

200 лет со дня рождения художника-мариниста, мастера русской батальной марины Алексея Петровича Боголюбова


28 марта 2024 года исполнится 200 лет со дня рождения художника-мариниста, мастера русской батальной марины Алексея Петровича Боголюбова (1824 - 1896).

Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 28 марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой - дочери писателя Александра Николаевича Радищева.

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведён в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 года". В 1852 году получил золотую медаль 2 степени за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона".

Боголюбов окончил Академию в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки.

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году - профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности "Синоп" и "Кермес в Амстердаме". Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества "Самолёт" по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы "дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях". В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель "Волга от Твери до Астрахани". Текстовую часть путеводителя "частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений" написал старший брат художника, Николай, также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финского залива.

Боголюбов руководил занятиями по искусству будущей императрицы Марии Фёдоровны, пользовался "особенно милостивым вниманием" императора Александра III.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года - его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком.

В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.

Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее - "Золотой Рог", "Устье Невы", "Летняя ночь на Неве у взморья" и другие.

Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В 1875 году по его инициативе была создана Парижская керамическая мастерская русских художников, занимавшаяся росписью фарфора и фаянса в традиционном русском стиле и объединившая в своей работе многих известных русских художников.

А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции 7 ноября 1896 года, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 года прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т. н. "Некрополь мастеров искусств"). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным.

Боголюбов - художник, чрезвычайно популярный сейчас у коллекционеров. Марины и пейзажи создателя истории флота Петра I и атласов Финского залива и Каспийского моря регулярно появляются на главных мировых аукционах и продаются за миллионы долларов.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑