210 лет со дня рождения русского скульптора Николая Пименова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

210 лет со дня рождения русского скульптора Николая Пименова


6 декабря 2022 исполнится 210 лет со дня рождения русского скульптора Николая Степановича Пименова (1812 - 1864).

Родился 6 декабря 1812 года в Петербурге, в семье знаменитого скульптора Степана Степановича Пименова. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 году определил его в воспитанники Академии художеств. Здесь главным наставником молодого Пименова в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829-1832 годах две малые и две большие серебряные медали.

Окончив академический курс в 1833 году с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался завершением некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания сената и которые этот мастер не умел исполнить, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836 году доставила Пименову искомую награду и обратила на него общее внимание.

В 1837 году Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 году звание академика, статуи "Мальчик, кормящий птичку" и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки, надгробный памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь").

В 1860 году Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, "Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 году, а вторая в 1854 году. За них академия возвела Пименова в звание профессора. В следовавшем за тем 1855 году он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор Пименов сверх занятий со своими учениками по Академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами.

К произведениям последних лет жизни Пименова принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые другие.

Кроме ваяния, Пименов занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова итальянца-монаха".

Как скульптору Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.

Николай Степанович был учителем многих известных скульпторов: М. М. Антокольского, М. А. Чижова, М. В. Харламова, Ф. Ф. Каменского, М. П. Попова, И. И. Подозерова, Н. А. Лаверецкого, В. П. Крейтана.

Умер Николай Степанович Пименов в 1864 году в Петербурге.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑