220 лет со дня рождения бельгийского скрипача, композитора, музыкального педагога Шарля Огюста де Берио
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

220 лет со дня рождения бельгийского скрипача, композитора, музыкального педагога Шарля Огюста де Берио


20 февраля 2022 года исполнилось 220 лет со дня рождения бельгийского скрипача, композитора, музыкального педагога Шарля Огюста де Берио (1802 - 1870).

Берио происходил из старинной дворянской семьи. Родился он в Левене 20 февраля 1802 года и в раннем детстве потерял обоих родителей. К счастью, его необычайные музыкальные способности обратили на себя внимание окружающих. В первоначальном обучении маленького Шарля принял участие учитель музыки Жан Франсуа Тиби. Берио занимался очень прилежно и уже в 9-летнем возрасте впервые выступил публично, сыграв один из концертов Виотти. Затем он совершенствовал своё мастерство под руководством Андре Робберехтса.

В 1821 году Берио перебрался из Бельгии в Париж и некоторое время занимался у Пьера Байо, но не был удовлетворён этим наставничеством; в то же время игра Берио получила одобрение самого Виотти.

Первое же выступление Берио в Париже принесло ему широкую известность. Его своеобразная, мягкая, лиричная игра очень понравилась публике, будучи созвучной новым романтическим настроениям, властно охватившим парижан после грозных лет революции и наполеоновских войн.

В 1824-1826 годах Берио был придворным скрипачом в Париже, в 1826 году выступил с гастролями в Великобритании и США. Затем вернулся в Бельгию, принадлежавшую в этот период Нидерландам, и получил должность придворного скрипача при брюссельском дворе короля Виллема I, упразднённую в результате Бельгийской революции 1830 года.

На протяжении 1830-х годов Берио интенсивно гастролировал, в том числе с одной из выдающихся певиц XIX столетия Марией Малибран, своей гражданской женой, незадолго до смерти оформившей брак с Берио.

В 1842 году Шарль Огюст де Берио так и не получил ожидаемого предложения занять кафедру скрипки в Парижской консерватории, освободившуюся после смерти Байо, а потому вместо этого c 1843 года вёл скрипичный класс в Брюссельской консерватории, где его непосредственным учеником был Анри Вьетан. С именем Берио связывают рождение франко-бельгийской виртуозно-романтической скрипичной школы, к которой в дальнейшем принадлежали Юбер Леонар, Ламбер Массар, Анри Марто, Эжен Изаи и др.

Учебник скрипичной игры Берио (1858), переведённый на большинство европейских языков, вплоть до середины XX века был самым распространённым учебным пособием, на его основе делали свои первые шаги многие поколения скрипачей.

Как композитор Берио был очень плодовит. Он написал 10 скрипичных концертов, 12 арий с вариациями, 6 тетрадей этюдов для скрипки, множество салонных пьес, 49 блестящих концертных дуэтов для фортепиано и скрипки, большинство которых было сочинено в содружестве с знаменитейшими пианистами - Герцем, Тальбергом, Осборном, Бенедиктом, Вольфом. Это был своеобразный концертный жанр, основанный на вариациях виртуозного типа.

У Берио имеются сочинения на русские темы, например Фантазия на песню А. Даргомыжского "Душечка-девица", соч. 115, посвященная русскому скрипачу И. Семенову.

К перечисленному надо добавить Школу для скрипки в 3-х частях с приложением "Трансцендентальной школы", составленной из 60 этюдов. Школа Берио вскрывает важные стороны его педагогики. Она показывает, какое значение он придавал музыкальному развитию ученика. В качестве действенного метода развития автор предлагал сольфеджирование - пение песен на слух.

"Трудности, которые представляет вначале изучение скрипки, - писал он, - сокращаются отчасти для ученика, прошедшего курс сольфеджио. Не затрудняясь уже чтением нот, он может сосредоточить внимание исключительно на своем инструменте и управлять без особого усилия движениями своих пальцев и смычка".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑