220 лет со дня рождения финского лингвиста, фольклориста Элиаса Лённрота
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

220 лет со дня рождения финского лингвиста, фольклориста Элиаса Лённрота


8 апреля 2022 года исполнится 220 лет со дня рождения финского лингвиста, фольклориста Элиаса Лённрота (1802 - 1884).

Родился 9 апреля 1802 года в Южной Финляндии, в местечке Самматти, в семье сельского портного. Четвертый ребенок в семье, он выучился читать в 6 лет, но в школу пошел только в 12, и то ненадолго. Уже в 16 вынужден был начать зарабатывать, чтобы помогать семье. Юноша был подмастерьем отца, учеником аптекаря и даже домашним учителем. Обладая с детства уникальной памятью, Элиас постоянно занимался самообразованием, смог самостоятельно подготовиться к экзаменам и поступить в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. А в 1832 году Лённрот получил степень доктора медицины в Гельсингфорсском университете.

Еще студентом Элиас решил создать на основе народных сказаний эпос, подобный "Илиаде" или "Песни о Нибелунгах". Получив в 1833 году должность врача в небольшом городке Каяани, увлеченный ученый-фольклорист продолжал собирать карело-финские песни-сказания - руны.

В начале XIX века в Финляндии начался подъем национального самосознания, связанный с выходом страны из-под шведского патроната и присоединением к Российской империи в 1809 году. Обращение к истокам финской культуры и родному языку стали, судя по всему, главными и для Лённрота. Ведь до этого все финские литераторы писали на шведском.

Собирая материал для своего сборника, лингвист совершил 11 путешествий по Финляндии, Карелии, Ингерманландии, нынешним Мурманской и Архангельской областям. Изучал языки карелов, вепсов и саамов, записывал за рунопевцами, а часто и запоминал наизусть древние языческие предания. В общей сложности Элиас Лённрот посвятил этой работе 20 лет своей жизни.

Для первого издания "Калевалы" Элиас Лённрот отобрал 12 078 стихов. Большинство из них он записал на карельской земле, за известными рунопевцами Мартиской Карьялайнен, Юркой Кеттуненом и Архиппом Перттуненом. Последний, прозванный "королем рунопевцев", обогатил коллекцию собирателя на 4100 строк.

Однако первое издание, хоть и было принято восторженно, не сразу нашло читателей - финскую грамоту знали немногие. В книжных магазинах "Калевала" расходилась в течение 10 лет. А известность в Европе, да и в Финляндии, пришла благодаря шведскому переводу Матиаса Кастрена.

Спустя 14 лет Элиас Лённрот выпускает второе издание "Калевалы". За эти годы у него накопилось более 130 000 песен, собранных в том числе и его учениками-фольклористами, которые открыли целые рунопевческие династии: Сиссонены, Хуохванайнены, Шемейкки, Бурускайнены. Как позже вспоминал сам Лённрот, материала накопилось столько, что можно было издать семь "Калевал" и все они были бы разные.

Второе издание вышло в свет в 1849 году. Оно не просто стало полнее - в нем 22 795 строк, оно стало единообразнее и поэтичнее. Его составитель и собиратель обладал прекрасным поэтическим даром, что позволило ему связать разрозненные куски повествования в одно целое, несмотря на отсутствие единой сюжетной линии.

По мнению современного исследователя эпоса Армаса Мишина: "Калевала" в определенном смысле - это прекрасный парк, распланированный и высаженный образованнейшим поэтом ХIХ века. В более узком смысле слова - это лучший памятник фольклору, но не сам фольклор. Изучать его следует как литературное произведение, корни которого уходят в народную поэзию".

Повествование начинается с сотворения земли, неба, светил и рождения Вяйнямёйнена, главного героя карелов. Калевала - это страна, в которой проживают герои эпоса. Другая страна - Похьёла - страна Севера, здесь властвует Старуха Лоухи со своей свитой колдунов-чародеев. Другие герои "Калевалы" - это кузнец Ильмаринен, богатыри Лемминкяйнен и Куллерво.

Важно отметить, что финский эпос - один из самых миролюбивых в истории. Пока древнегреческие боги проявляют отъявленную жестокость, а богатырям других европейских сказаний достаются самые кровожадные неприятели, в "Калевале" победить врагов можно песней под аккомпанемент кантеле (финские гусли). Что и сделал Вяйнямёйнен, который своей игрой зачаровал и усыпил жителей Похьёлы, чтобы увезти волшебную мельницу Сампо, дающую богатство и счастье.

Кроме основного труда "Калевала", он опубликовал сборник антологии финской народной лирики "Кантелетар" (1840-1841), сборники "Финские народные пословицы" (1842) и "Финские загадки" (1844).

В 1844 года, возвращаясь пешком из Тарту в Хельсинки через Петербург, записал ижорский фольклор в селе Котлы.

С апреля 1850 года почётный член Берлинской Королевской академии наук. В 1853 году он был приглашён профессором финского языка и литературы в Гельсингфорсский университет. В 1859 году избран почётным членом Венгерской академии наук.

В 1860 году была опубликована работа Лённрота "Флора Финляндии".

В 1862 году, оставив должность профессора, Лённрот уехал в родную деревню Самматти.

Лённрот известен также как составитель двухтомного "Финско-шведского словаря" (1867-1881). Многие термины, которые сейчас являются неотъемлемой частью научной финской терминологии (особенно в области филологии и ботаники), были впервые сформулированы Э. Лённротом.

В 1876 году Лённрот был избран почётным академиком Императорской академии наук. Многолетняя дружба Лённрота с русским учёным Яковом Гротом, а также его связи с русскими литераторами (Петром Плетнёвым, Пантелеймоном Кулишом и др.) имели большое историко-литературное значение.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑