220 лет со дня рождения французского композитора, дирижёра, музыкального критика Гектора Берлиоза
11 декабря 2023 года исполняется 220 лет со дня рождения французского композитора, дирижёра, музыкального критика Гектора Берлиоза (1803 - 1869).
Родился 11 декабря 1803 года в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 километрах от Гренобля (Франция). Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, сам занимался с мальчиком музыкой, латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Юный Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой.
В 12 лет Гектор сочинял музыку для местного любительского ансамбля. Из юношеских сочинений впоследствии композитором были заимствованы вторая тема увертюры "Тайные судьи" (1826) и начало первой части "Фантастической симфонии" (1830).
В 1821 году по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 году оставил учебу.
В 1826-1830 годах Берлиоз учился в Парижской консерватории у Жана Франсуа Лесюэра.
В 1830 году получил Римскую премию - почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату "Смерть Сарданапала").
Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений - "Фантастическую симфонию" (1830).
Из своего путешествия по Италии композитор привез увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение "Le retour a la vie", названное им "мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составило продолжение "Фантастической симфонии".
В 1834 году им была написана симфония "Гарольд в Италии", навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном.
В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Однако она не имела успеха у публики, и спектакль был исключен из репертуара после четвертого представления.
В 1839 году он завершил работу над третьей, самой обширной и наделенной яркими контрастами симфонией "Ромео и Джульетта" для оркестра, хора и солистов по трагедии Уильяма Шекспира.
В 1840 году была исполнена Четвертая симфония Берлиоза. Вместе с ранее написанным "Реквиемом" (1837) эти произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях.
Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции - в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имел успех, особенно в Петербурге и Москве в 1847 году. Берлиоз - первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и произведения современных авторов. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои художественные открытия. Он первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных. Его идеи были обобщены в "Трактате о современной инструментовке и оркестровке" (1844, 1855). Композитор также написал очерк об искусстве дирижирования "Дирижер оркестра".
В 1846 году в Париже состоялось исполнение драматизированной оратории "Осуждение Фауста" по Иоганну Гете, встреченной прохладно французской публикой. С этого времени композитор больше не писал симфоний.
Для концертного исполнения были написаны небольшая кантата "Детство Христа" (1854), опера в двух частях "Троянцы" (1856).
В 1856 году Берлиоз стал членом Института Франции.
Последним произведением композитора стала опера "Беатриче и Бенедикт" по комедии Шекспира "Много шума из ничего" (1862).
В промежутках между сочинением, дирижированием и организацией концертов Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь журналистикой. С 1834 года писал главным образом для "Gazette musicale" и "Journal des debats", где он был музыкальным обозревателем. Собрание его литературных сочинений занимает десять томов. Один из них - сборник новелл "Вечера с оркестром", стал бестселлером в 1853 году.
В 1867-1868 годах композитор вновь посетил Россию, где имел успех у публики и признание в среде композиторов.
Гектор Берлиоз скончался 8 марта 1869 года. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу - известному русскому критику Владимиру Стасову.
Произведения композитора приобрели большую популярность среди его соотечественников после смерти Берлиоза во время Франко-прусской войны в 1870 году.
Велико значение Берлиоза в понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его трактат об инструментовке был переведен на многие языки. В России влияние творчества Берлиоза воплотилось в творческих принципах знаменитого объединения композиторов "Могучая кучка".