220 лет со дня рождения французского писателя, критика и журналиста Жюля Жанена
16 февраля 2024 года исполнится 220 лет со дня рождения французского писателя, критика и журналиста Жюля Жанена (1804 - 1874).
Родился 16 февраля 1804 года в Сент-Этьене в семье адвоката. Окончил престижный парижский лицей Людовика Великого. С 1825 года публиковал статьи в периодических изданиях "Le Courrier des théâtres" и "La Lorgnette". С 1826 года занялся политической журналистикой, сотрудничал, в числе прочих, с газетой "Le Figaro". Однако решающим для него стало поступление в редакцию газеты "Journal des Débats" в ноябре 1829 года.
Поначалу он печатал заметки политического содержания, с 1830 года публиковался как театральный обозреватель. С 1836 года Жанен заведовал отделом театральной критики этой газеты. В течение сорока лет он неустанно следил за развитием французского театра, часто проявляя большую проницательность: он первый заметил талант выдающейся трагической актрисы Рашели, способствовал успеху Понсара и Гонкуров.
При Второй Империи Жанен, не поддержавший новую власть, уехал из Парижа и перебрался на виллу в Пасси.
7 апреля 1870 года избран во Французскую академию.
Жюль-Габриель Жанен умер 19 июня 1874 года в Париже.
У Жанена не было строго выдержанной эстетической теории. Однако в целом он был привержен классическому вкусу, особенно ясно заявлявшему о себе в тех случаях, когда Жанен писал о Мольере или Мариво. В 1840 году критически отозвался о пьесе Бальзака "Вотрен", хотя восемь лет спустя воздал должное его мастерству романиста. Между тем считается, что некоторые черты личности Жанена запечатлены в образах журналистов в "Человеческой комедии", в том числе весьма малоприятного Этьена Лусто.
По легкости и изяществу стиля Сент-Бев ставил Жанена в один ряд с Дени Дидро и Шарлем Нодье.
Большинство драматических фельетонов Жюля Жанена было собрано в шеститомный труд под названием "История драматической литературы" (Париж, 1853-1858). Кроме того, он является автором романов "Мёртвый осёл и гильотинированная женщина" (1829), "Исповедь" (1830), исторических романов - "Барнав" (1831) (о Людовике XVI, Марии-Антуанетте и Мирабо) и "Тулузская монахиня" (1850), цикла "Фантастические повести" (1832), ряда переводов Горация и Вергилия. Жанену принадлежат также перевод на французский язык романа С. Ричардсона "Кларисса Гарло" (1846), книг историко-этнографического характера.
На его стихотворение "Песня железных дорог" написал музыку Гектор Берлиоз (1845). Книга "Конец света и окончание "Племянника Рамо" (1861) представляет собой продолжение известного сочинения Дидро и содержит оригинальную картину жизни французского общества XVIII века.
Интерес к Жанену как представителю "неистового романтизма" проявлял Пушкин. Роман "Мёртвый осёл и гильотинированная женщина" имелся в его библиотеке; Пушкин высоко отозвался об этой книге в письме княгине В. Ф. Вяземской (апрель 1830 г.), назвав ее "одним из самых замечательных сочинений настоящего времени". При этом следует учесть, что роман тогда выходил анонимно; Пушкин в этой связи ограничился замечанием: "его приписывают Гюго".
Современные исследователи усматривают влияние Жанена на "Пиковую даму" и неоконченную повесть Пушкина "Мы проводили вечер на даче".