230 лет со дня рождения немецкого художника-романтика Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

230 лет со дня рождения немецкого художника-романтика Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда


26 марта 2024 года исполнится 230 лет со дня рождения немецкого художника-романтика Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда (1794 - 1872).

Сын и ученик художника Иоганна Файта Шнорра фон Карольсфельда, брат художника Людвига Фердинанда Шнорра фон Карольсфельда.

Основательно подготовленный отцом и лейпцигской школой Святого Фомы, в 1811 году поступил в ученики Венской Академии художеств и примкнул там к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления её школы.

Врождённая наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров.

Первыми плодами этого изучения были картины: "Святой Рох, раздающий милостыню" (находится в лейпцигском музее) и "Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя" (в Дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые тёплым чувством.

В 1817 году Шнорр отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку "назарейцев", но остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений.

В Риме он украсил зал виллы Массимо фресками, изображающими 23 сцены из "Неистового Роланда" Ариосто (1820-1826 годы). Кроме того, из-под кисти Юлиуса вышло несколько картин, написанных масляными красками: "Брак в Кане Галилейской" (более чем с 60 фигурами), "Иаков и Рахиль", "Христос, благословляющий детей", "Святое Семейство", "Три христианских и три языческих витязя" (по Ариосто) и "Руфь на ниве Вооза". Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов.

В 1827 году Шнорр был приглашён в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в Академии художеств. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из "Песни о Нибелунгах" и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трёх других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Исполнение первого из этих поручений, обширность которого потребовала участия в нём, кроме самого Шнорра, других художников, продолжалось до 1867 года. Второе поручение было исполнено в 1835 - 1842 годах. Означенные фрески и энкаустические картины ещё ярче, чем прежние работы Шнорра, свидетельствуют о нём как о находчивом композиторе и отличном рисовальщике, наделённом пониманием благородной красоты и поэтическим чувством.

Среди его учеников были, в частности, Густав Йегер, Герман Вислиценус и Йозеф Махольд.

В 1848 году Юлиус, недовольный тем, что его не назначили директором мюнхенской академии на место покинувшего её Корнелиуса, принял приглашение быть профессором дрезденской академии и директором местной галереи.

После переезда в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось: он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного ещё в Риме, а именно издание "Библия в картинах". Это издание, вышедшее в свет в 1852-1860 годах в Лейпциге, доставило Шнорру обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах. Оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве. Композиции неодинакового достоинства, но многие из них, особенно относящиеся к Ветхому Завету, бесподобны в своем роде.

Кроме того, проживая в Дрездене, сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты "Der Nibelungen Noth", изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе святого Павла и написал масляными красками картины: "Лютер на Вормском соборе", для мюнхенского Максимилианеума, "Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима" и некоторые другие.

Выйдя в 1871 году в отставку, он провёл конец своей жизни на покое в Дрездене.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑