310 лет со дня рождения итальянского живописца, рисовальщика и гравёра Франческо Гварди
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

310 лет со дня рождения итальянского живописца, рисовальщика и гравёра Франческо Гварди


5 октября 2022 года исполняется 310 лет со дня рождения итальянского живописца, рисовальщика и гравёра Франческо Гварди (1712 - 1793).

Это один из самых известных итальянских художников, работавших в самом популярном тогда жанре живописи под названием ведута.

Родился 5 октября 1712 года в Венеции. Был пятым ребёнком в семье. Семья Гварди была связана с искусством на протяжении нескольких поколений. Отец Франческо был художником, как и его братья. Сестра мастера вышла замуж за другого известнейшего живописца из Италии - Джованни Батиста Тьеполо. Сын художника, Джованни, продолжил работу отца.

При жизни, да и долгое время после нее, Гварди не был оценен по заслугам, а его работы котировались намного ниже, чем полотна другого известного мастера ведуты Антонио Канале и его родственника Беллотто. Интересно, что оба художника носили одно прозвище - Каналетто.

Только ближе к нашему времени, в эпоху расцвета импрессионизма, его ведуты и жанровые картины стали популярными, а сам художник стал цениться наравне с другими старыми итальянскими мастерами.

Стиль Франческо Гварди - это многофигурные и многоцветные гармоничные композиции, написанные с потрясающим мастерством и точностью передачи деталей. Благодаря такой дотошности художника нам стали известны мельчайшие детали повседневного быта Венеции того периода, не сохранившиеся до наших дней. В этом плане каждая картина художника - полноценный исторический документ, кроме несомненных художественных достоинств имеющий еще и свойства своеобразной "машины времени". Глядя на полотна Гварди, словно попадаешь в тот отрезок времени, который остался "законсервированным" только на картине художника.

Первой работой мастера, выполненной без постороннего вмешательства и подписанной им лично, была картина "Святой в экстазе". Многие искусствоведы атрибутируют её как свободную интерпретацию полотна Пьяцетты. Мастерская отца Гварди, где работал он сам и его братья, занималась изготовлением качественных копий картин известных художников, поэтому неудивительно, что у самого мастера был отличный опыт копирования. Но от исходного полотна он взял только идею, переиначив её на свой лад.

Следующие две известные подписанные работы художника уже отличаются большей детализацией и реалистичностью, точностью изображения. Начало карьеры Гварди было положено в сфере создания полотен на историческую тематику с большим количеством человеческих фигур, но в какой-то момент по неизвестным причинам художник перешел к написанию только ведут и каприччо.

В этом жанре он и достиг вершин своего мастерства. Все его картины поражают своими грамотно построенными композициями, точностью деталей и скрупулезностью в их исполнении.

Поздние годы творчества мастера принесли его полотнам намного больше реализма и художественного мастерства в передаче пространства и различных состояний природы. Его изображения моря и воды великолепны, они выглядят как живые, кажутся подвижными, можно словно уловить плеск волн. По своему качеству и мироощущению эти полотна намного ближе к произведениям художников следующего века. Именно поэтому они были столь высоко оценены именно в последующие века, когда картины Гварди смотрелись более современными, чем в его эпоху. Так художник не только сумел запечатлеть скоротечное время, но и значительно опередить его.

Для позднего стиля Гварди характерно одиночество и меланхолия, что выразилось и в его угасшей палитре. В "Каприччи" (Флоренция. Уффици) материя словно разлагается от пронзительной и поэтической ностальгии. Творчество Гварди огромно (более тысячи картин). В крупных европейских и американских музеях находятся его виды Венеции и "Каприччи" (Милан, музей Польди-Пеццоли; Лиссабон, фонд Гульбенкяна; Лондон, Нац. гал.; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Вена, Академия; Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса; Бергамо, Академия Каррара).

Графическое наследие художника включает в себя эскизы декораций, силуэты ("macchiette") и городские виды; даже в этих акварельных или перовых рисунках Гварди достигает определенного светового эффекта и вибрации.

Последние десять лет своей жизни Франческо Гварди провёл в доме своего сына Винченцо, священника, сначала в районе Сан-Джустина, затем в Кампо-делла-Мадонна в Сан-Канчано. Там же он умер 1 января 1793 года.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑