340 лет со дня рождения французского живописца и рисовальщика Антуана Ватто
10 октября 2024 года исполняется 340 лет со дня рождения французского живописца и рисовальщика Антуана Ватто (1684 - 1721).
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в Валансьене - некогда крупном центре графства Эно, ставшем частью бургундских и габсбургских Нидерландов и лишь незадолго до рождения будущего живописца присоединённом к Франции. Антуан был вторым из четырёх сыновей потомственного кровельщика Жана Филиппа Ватто и его супруги Мишель Ларденуа, бывших довольно состоятельной семьёй. С раннего детства он пристрастился к рисованию, и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену.
Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешёвых копий картин в "простонародном вкусе" для оптовых покупателей. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например "Старушку за чтением" Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Около 1704 года Ватто обрёл первых покровителей в лице Пьера Мариетта Второго и его сына Жана, гравёров и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. У Мариеттов Ватто получил возможность познакомиться с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса и впервые погрузился в атмосферу подлинного профессионализма. При посредничестве Мариеттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин, изображавших сцены итальянской комедии. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества, и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри.
От периода ученичества у Жилло сохранилось лишь несколько картин Ватто, в которых ещё с трудом угадываются черты его будущего стиля: "Арлекин - император Луны" и "Сатира на врачей", находящиеся в музее изящных искусств Нанта и московском ГМИИ имени А. С. Пушкина соответственно.
В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушёл от Жилло и перешёл в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану, хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший "лёгкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда".
Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одрана и при этом имел возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца. В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля, и стал для Ватто фактически музеем. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса "Жизнь Марии Медичи". Виды Люксембургского парка не могли не послужить визуальным материалом для последующей живописи Ватто.
Летом 1709 года Ватто участвовал в конкурсе Королевской академии художеств на соискание Римской премии. Картина Ватто получила второе место. Остро переживая своё поражение, 24-летний Ватто уходит от Одрана и, покинув Париж, уезжает на родину в Валансьен.
Ко времени отъезда Ватто из Парижа относится создание художником первых рисунков и картин из небольшой серии, посвящённой военным сценам. Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710-1715 годов.
В Валансьене он знакомится с Антуаном де Лароком, офицером эскадрона королевской конной жандармерии, долечивавшимся после тяжёлого ранения. Де Ларок - литератор, впоследствии многолетний редактор журнала "Mercure de France" - вскоре становится одним из близких друзей художника. Вероятнее всего, продолжение Антуаном Ватто военной серии было связано не только с её успехом у покупателей, но и с периодом тесного общения с де Лароком.
Здесь же происходит знакомство с местным скульптором Антуаном-Жозефом Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Батиста, начинающего живописца. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с учеником в Париж, где принимает приглашение заказчика своих военных картин - торговца живописью Пьера Сируа поселиться у него и на него работать. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Он много работает, и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растёт, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворённостью всем, что выходит из-под его кисти. При этом у него развивается серьёзная болезнь, туберкулёз.
С начала 1710-х годов в творчество Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актёров. Интерес к театральной образности, - возникший, возможно, в ранние годы в Валансьене и сложившийся в период ученичества у Жилло - стал одной из самых ярких примет его нового стиля.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном, торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. При посредничестве Сируа Ватто обретает мецената и покровителя в лице богатейшего банкира и обладателя одного из крупнейших собраний живописи Пьера Крозá. В 1714 году, приняв предложение Крозá поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции.
В доме Крозá Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств, и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число "причисленных".
Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет.
К 1717 году, когда обязательная работа "Паломничество на остров Киферу" была, наконец, выполнена, картины Антуана Ватто, получившие у современников обиходное название "галантных сцен", имели столь широкий успех, что это дало возможность членам Академии не рассматривать обязательную работу художника в обязательной системе классических жанров. Для Ватто было сделано исключение: его картине был присвоен специальный статус "галантное празднество", тем самым Академия особо отметила заслуги художника.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Покровительство и выгодные заказы, которыми Крозá снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах - всё это способствует и началу европейской известности художника. В доме у Крозá он получает дополнительный материал для своего творчества: помимо знаменитых на весь Париж балов и праздников, питавших живопись Ватто яркими впечатлениями, здесь проходили еженедельные встречи знатоков, художников и коллекционеров, погружавшие его в атмосферу утончённой учености.
Однако независимый характер художника не дал ему долго оставаться в столь обязывающих, хотя и роскошных обстоятельствах. В 1718 году Ватто покинул гостеприимный дом своего покровителя, который при этом не потерял интереса к его искусству. Вероятно, одной из последних работ, написанных в большой мастерской, бывшей в его распоряжении в особняке Крозá, стал знаменитый "Жиль", крупнофигурная картина, ныне украшающая зал Ватто в Лувре.
Здоровье Ватто ухудшалось. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулёзом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берёт с собой несколько картин. Одна из них, "Капризница", была куплена в Лондоне и впоследствии попала в собрание семьи Уолполов, а доктору Миду достались "Итальянские актёры". В Англии картины Ватто имели большой успех, однако лечение не дало заметных результатов, лондонский климат лишь обострил его тяжёлое состояние.
Вернувшись в Париж летом 1720 года совсем больным, он поселился у своего друга Жерсена, недавно купившего престижную антикварную лавку "Великий монарх" на мосту Нотр-Дам, и неожиданно предложил написать картину-вывеску для его нового заведения. Написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; слабость не позволяла ему работать дольше.
Ватто скончался 18 июля 1721 года в возрасте 36 лет.
Антуан Ватто прожил короткую жизнь - её полноценный творческий период охватывает лишь 10-12 лет. "Посмертная судьба" Ватто была переменчива. Художник умер в зените славы, и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера.
С конца XVIII века, - эпохи французской революции и творчества Давида и Энгра - известность Ватто начала затухать, к середине XIX века став предметом интереса узкого круга музейных работников.
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сначала не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье "Ватто" (из сборника "Комедия смерти", 1838), Бодлера "Поездка на Киферу" (из сборника "Цветы зла", 1857) и сборник Верлена "Галантные празднества" (1869).
Высоко ценили искусство Ватто представители импрессионизма - живописцы Мане и Ренуар, скульптор Роден и композитор Дебюсси, создавший по мотивам "Паломничества на остров Киферу" фортепианную пьесу "Остров радости" (1903-1904).
Память Антуана Ватто увековечена монументами в Париже и Валансьене.
В 2007 году во Франции был снят фильм "Тайна Антуана Ватто".