530 лет со дня рождения итальянского писателя, сатирика, публициста и драматурга Пьетро Аретино
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

530 лет со дня рождения итальянского писателя, сатирика, публициста и драматурга Пьетро Аретино


20 апреля 2022 года исполнилось 530 лет со дня рождения итальянского писателя, сатирика, публициста и драматурга Пьетро Аретино (1492 - 1556).

Родился 20 апреля 1492 года в Ареццо в семье бедного сапожника. Он провёл свои детские годы почти в нищете. Из всех писателей Возрождения он единственный не получил сколько нибудь серьёзного образования. Зато бедность научила его другим премудростям - науке обращения с людьми и искусству извлекать из них пользу. Образования не получил, в 14 лет ушёл из дома и бродяжничал, попробовав множество профессий. Затем Аретино отправился в Перуджу изучать переплётное мастерство. Некоторое время учился там в университете, но был исключен за вольнодумство. По некоторым данным, учил живопись и был исключён, когда изобразил Деву Марию с лютней в руках. Скорее всего, прожил в Перудже около 10 лет, овладев там основами латыни.

Сегодня этот человек практически забыт. А между тем это одна из тех фигур, в ком воплотился Ренессанс. Современники называли его божественный Пьетро, несравненный Аретино, а сам себя он величал "Божьей милостью, свободный человек".

Тициан написал с него один из лучших своих портретов, запечатлев Аретино в зените славы, когда к его слову прислушивался весь мир, когда могущественные государи ждали от него писем с несравненно большим вожделением, чем от своих возлюбленных.

Секрет его всемирной известности состоял в том, что в истории новых времен он первый своим пером нажил невероятное богатство и завоевал обширное влияние. Проще говоря, "сделал себя сам" в сословном обществе, не признававшем иных заслуг, кроме происхождения.

Имя "Аретино" ("Аретинец") Пьетро впервые использовал в сборнике петраркистских стихов "Новое собрание творений плодовитейшего юноши Пьетро, художника-Аретинца" (1512).

Из Перуджи перебрался в 1516 году в Рим. В Рим он явился уже в свите богатого и влиятельного покровителя, которого тотчас сменил на покровителя еще более состоятельного и могущественного - знаменитого мецената, друга Рафаэля, банкира Агостино Киджи. Но и это была всего лишь ступенька на пути восхождения к славе. Вскоре на него обратил внимание сам папа Лев X, ценивший людей, способных его развлечь. А к этому занятию у Аретино был природный талант, причем он умел развлекать словом не хуже, чем делом. Недаром восторженный современник величал его "храмом поэзии, театром находчивости, лесом слов и морем сравнений".

После скандала, связанного с публикацией "Сладострастных сонетов" (1525), представляющих собой стихотворные подписи к эротическим рисункам Джулио Романо, ученика Рафаэля, покинул Вечный Город. Вдобавок, ему угрожал убийством (и даже способствовал получению раны от кинжала в июле 1525 года) один из пострадавших от его пера, епископ Джованни Джиберти, папский датарий.

Задолго до Вольтера он с успехом играл ту же общественно-историческую роль оценщика деяний правительств и организаций, поступков государей и частных лиц.

Аретино был первый, кому пришло в голову опубликовывать собственные письма, первый, кто создал себе славу составлением анонимных листков с негодующими эпиграммами, политическими выпадами и всевозможными злостными стишками. Очень быстро они получили название пасквинады или пасквили. Аретино стал общепризнанным мастером этого жанра.

В 1525 году написал свою первую пьесу - "Комедия придворных нравов", где высмеивал папский двор, за ней последовали другие. Также писал стихотворные и прозаические памфлеты в форме "предсказаний", направленные против государей и политиков и расходившиеся в большом количестве экземпляров.

Европейская слава Аретино пошла с его пяти "Диалогов", три из которых были изданы под названием "Рассуждения" (в 1534, 1536, 1539 годах).

Особое место в истории итальянской драматургии XVI века занимают комедии Пьетро Аретино. Они почти не связаны с традициями античной литературы, и это обстоятельство отодвигает их на периферию гуманистической драмы. Комедии Аретино интересны в качестве произведений, воспроизводящих темные стороны быта Италии. Вращавшийся в течение всей своей необычной жизни в среде аферистов, куртизанок, разного рода искателей приключений, Аретино делает этих представителей "полусвета" героями своих комедий; он дает своим персонажам мастерскую характеристику, создает галерею типов, великолепных в своей законченности и нештампованности. Однако Аретино не нашёл последователей. Бытовая комедия не получила дальнейшего развития.

Последним его произведением стала трагедия "Гораций" (1546), где низким нравам современности противопоставлено величие Древнего Рима.

Он жил на широкую ногу в своем роскошном дворце на Гранд-канале в Венеции, окруженный учениками, почитателями, прихлебателями, любовницами, и наслаждался плодами своей европейской славы до самой смерти в возрасте 64 лет в собственном доме на Рива дель Карбон. Он умер мгновенно, от апоплексического удара (а согласно легенде, смерть Аретино стала следствием услышанной им на пиру непристойной остроты; разразившись хохотом, Аретино якобы упал со стула и сломал себе шею).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑